По мотивам фильма режиссера Николая Досталя 1958 года создания.
ЛИЧНОЕ:
Колоритные роли многих известных актеров,"засвеченных" в ролях не характерных для привычного амплуа.
Весьма интересна роль Пуговкина в роли отмороженного бандита - по поведению веришь в жесткость его героя.
Весьма динамичный детектив в котором смешан жанр шпионского фильма, детектива-расследования и социальной драмы.
"Дело "пестрых"
|
Актеры |
Съемочная группа
Автор сценария: Аркадий Адамов и Анатолий Гранберг
Режиссёр-постановщик: Николай Досталь
Оператор: Игорь Слабневич
Художники: Леван Шенгелия, Василий Щербак
Режиссёр: Александр Левшин
Композитор: Михаил Чулаки
Звукооператор: Валентина Ладыгина
Художник по костюму: Валентин Перелётов
Грим: М. Ермакова, Всеволод Желманов
Монтаж: М. Димитрато
Редактор: А. Степанов
Комбинированные съёмки: оператор Борис Хренников, художник А. Клименко
Художественный руководитель: Михаил Калатозов
Консультанты: комиссар милиции II ранга Георгий Соколовский; комиссар милиции III ранга Иван Парфентьев
Директор: Дмитрий Залбштейн
Дирижёр: Арон Ройтман |
Всеволод Сафонов — Сергей Коршунов, лейтенант милиции, следователь МУРа
Наталья Фатеева — Лена, подруга Коршунова
Андрей Абрикосов — Силантьев, комиссар милиции
Владимир Кенигсон — Иван Васильевич Зотов, полковник милиции
Алексей Грибов — Волохов, сотрудник райкома партии
Евгений Матвеев — Александр Лобанов, сотрудник МУРа
Анатолий Мягких — Гаранин
Тамара Логинова — Валя Амосова, невеста Мити
Майя Казакова — Катя Светлова, соседка Купцевича
Эдуард Бредун — Митя Неверов
Олег Табаков — Игорь Пересветов, староста драмкружка
Юрий Прокопович — Чуркин, таксист
Владимир Емельянов — Иннокентий Кузьмич Григорьев, «Папаша»
Иван Переверзев — «Незнакомец», шпион
Михаил Пуговкин — Сафрон Ложкин, вор
Александр Гумбург — Яков Купцевич, скупщик краденого
Валентин Кулик — Арнольд
Лев Поляков — Растягаев
Анатолий Иванов — Камов, приятель Растягаева и Арнольда
Наталья Панова — Зойка Ложкина, сестра Сафрона, официантка в кафе «Ласточка» |
О фильме (отзывы с околокиношного форума)
... Мне нравится этот фильм. Всегда его смотрю с удовольствием. И сюжет интересный (книга Адамова, кстати, тоже очень нравится) и артисты прекрасные. Единственный, кто меня среди героев раздражает, так это полковник Зотов. Какой-то он приторно положительный, а если точнее, то просто ходячий моралист. Весь фильм он читает проповеди - и Вале Амосовой, и Мине Неверову, и водителю Чуркину. Это что такой профессиональный прием? Психологическая обработка? Со студентом Гореловым он вообще, по-моему, палку перегнул. За 3 часа его "расколоть" не смог, так решил надавить на совесть, стал загробным голосом зачитывать письма отца с фронта, на совесть, значит, давить. Считаю, это был запрещенный прием. Прекрасный артист В. Кенигсон,по-моему, более убедительно смотрится в ролях белых / немецких офицеров. Преступники у него тоже очень достоверно получаются. А тут "пересиропили". Матвеев в роли Лобанова тоже чересчур правильный, но, по правде сказать, он во многих фильмах такой.
Вообще, в этом фильме мне больше понравились отрицательные персонажи. Лев Поляков в роли Растягаева великолепен просто. Сафрон Ложкин - 10 баллов тоже!. А еще очень хороша Зоя Федорова в маленькой роли жены архитектора и матери Игоря Пересветова. Каким нарочито светским тоном она разговаривает со следователем! А когда на его вопрос, заглядывала ли она в чемодан, она изумленно тянет: "В чемода-а-ан? Он был закрыт. Впрочем, это не совсем прилично лазать по чужим чемоданам" (за точность реплики не ручаюсь), то кажется, действительно, глупый вопрос - неужели нормальный человек полезет в чужой чемодан!?
И вот еще о чем хотела написать. Может многие меня и не поймут, но вот этот танец на вечеринке у Арнольда., как он называется? По-моему, это шейк. Он сильно осуждался в советское время, во многих тогдашних фильмах это есть ("История первой любви", "Медовый месяц"). А вот мне он, танец то есть, очень нравится. Вот.
(автор Лиллиан)
... Фильм хорошо поставлен, динамичный, актерская игра превосходна (особенно нравится Пуговкин - такая непривычная для него роль, а ведь вылепил образ прекрасно). Но некоторые сюжетные линии вызывают недоумение. Скажем, намерение убить Лену. За что?! Что такое случилось на вечеринке, что нужно было думать о таких крайних мерах? Ну, вел себя Растягаев по-хамски, ну, поцеловал Лену - за это его точно не казнят, даже если Лена и заявит в комитет комсомола. Может, дадут выговор. Разве за это убивают? И тем более - какой смысл дружкам Растягаева ввязываться в организацию "мокрого дела"?
Когда прочтешь книгу, все становится на свои места: компания Камова-Растягаева-Арнольда - это валютчики, и на вечеринке Лена случайно становится свидетельницей их разговора. И сообщать она, конечно, собиралась вовсе не в комитет комсомола, а кое-куда повыше. Вот это уже серьезно: валютные махинации - это расстрельная статья, тут поневоле задергаешься.
Ну, и, конечно, линия "шпиона", который сидел на вокзале и ждал, пока кто-нибудь у него сопрет чемодан. Прямо какая-то "ловля на живца" по Зощенко)) И довольно странно, что "шпион" требует от Папаши полного набора советских документов, включая партбилет. Логичнее предположить, что у хозяев шпиона в этом смысле возможностей больше, чем у обычного уголовника, пусть и "пахана".
(Автор Lisa Fichs)
... Кстати, кто знает, почему дело " Пестрых"? Это что, так банда называлась?
Нет, банда никак не называлась.
Этот вопрос постоянно задавали Адамову , сценаристу и автору книги. Он отвечал примерно так:
Меня всегда интересовало, почему нормальные и благополучные люди становятся преступниками. И я убедился: вокруг любой банды, рядом с любым профессиональным преступником всегда существуют очень пёстрые по своему составу компании законопослушных граждан: знакомых, соседей, родственников и прочих. Самые неустойчивые из них и пополняют ряды преступников. Эти пёстрые компании состоят из разных людей, соблазнённых блатной романтикой, лёгкими деньгами, возможностью не работать, жить в своё удовольствие, быть выше серой толпы.
Собственно, в фильме эта тема пёстрых – одна из главных. Кто только не крутится вокруг Папаши, Софрона , Купцевича, Зойки… Школьник-артист, студенты, заводской работяга Митя Неверов, его подруга Варька-безотцовщина, таксист Чуркин. На вечеринке и в кабаке «Звёздочка» глаза рябит от Растягаева, Арнольда, Бэби, ярых любителей рок-н-ролла. «Папаша кадры собирает. Чуть что, и эти фраера у него на крючке». С появлением длинноносого шпиона становится ясно, что пёстрые фраера запросто могут очутиться и на крючке ЦРУ.
Но наша доблестная милиция начеку. Проводит активную воспитательно-профилактическую работу. «И учтите, Пересветов, что одни из ваших приятелей уже арестованы, а другие будут арестованы… И всем вам одна дорога – в тюрьму!».
Чётко прослеживается классовый подход. На сторону Добра переходят работяги Митька, Варька, Чуркин и, за компанию, староста школьного драмкружка. Любовь к милиционеру Коршунову спасает и Лену, будущую Иру Соболевскую. А в тюрьму вместе со шпионом, бандитами Папашей и Софроном, красавицей Зойкой и барыгой отправляются стиляги-танцоры.
Как видите, и судьба персонажей оказывается пёстрой.
P.S. Форумчанин Теймур давно обратил внимание, что ДП и МВИН похожи, как братья-близнецы. Что верно, то верно. Но это уже другая тема...
А Зойка – прелесть!
... Читаю воспоминания Игоря Коханоаского о Владимире Высоцком, вот небольшой отрывок:
" Был такой фильм " Дело " пестрых". Официантку играла одна очень миловидная актриса, у Володи с ней был мимолетный роман. Сидели за столом, он напился. Подруга сделала замечание: мол, хватит пить. Высоцкий отвесил ей оплеуху. И поняв, что вечер испорчен, сказал мне: " Ладно, Васечек, мы уходим, прости".
Анатолий Олейников:
Наталья Панова одна из красивейших женщин СССР - первая любовь Владимира Высоцкого, вдохновившая его на целый пласт ранних песен. В песне "Где твои 17 лет" Высоцкий зашифровал имя своей возлюбленной "СТАЛО ВСЕ ПАНОВОЙ ТАМ - ВЕРЬ НЕ ВЕРЬ"
... Дело пёстрых никак нельзя считать проходным фильмом. Он уникален хотя бы тем, что одна из ключевых сюжетных сцен происходит, пардон, в общественном туалете.
И как умело снято! Шпион движется вдоль кабинок. Этот ряд кажется бесконечным, и с каждым шагом шпиона нарастает напряжение. Хичкок отдыхает!
Но вот, наконец, заветная цель. Рывок двери, падающая щеколда, испуганный Пуговкин. "Простите, сэр, Вы, кажется не закончили свой туалет?" После такой фразы отдыхает не только Хичкок, но и Теренс Янг со своим Джеймсом Бондом. Блеск!
П.С. Помню ещё только один советский фильм с криминальной сценой в общественном туалете. "Десять лет без права переписки" Наумова. Но он гораздо слабее. Просто драка в сортире.
Иван Переверзев был великолепным разноплановым актёром. И с ролью шпиона справился блестяще. Правда, авторы фильма перемудрили с гримом и нарастили Переверзеву очень смешной нос. Но нет худа без добра. Этот шпионский нос придал образу зловещего незнакомца весёлость и прикольность. Особенно это проявилось в диалоге с «Папашей». Когда Шпион и Папаша сняты крупным планом, во весь экран, нос к носу.
Самый неприятный персонаж фильма – Растягаев в исполнении Льва Полякова. На втором месте по «неприятности» - вкрадчивый Арнольд в исполнении Валентина Кулика. Как уже отмечалось, явно нетрадиционной ориентации…
Самый зловещий персонаж – пожилой уголовник, которого староста драмкружка Олег увидел в коридоре Петровки.
Зато все остальные уголовнички – милейшие ребята. С удовольствием дружил бы с ними! А в Зойку просто влюблён!
... Зоя Ложкина в исполнении Пановой - самая яркая женщина фильма.
Это редкий случай, когда самые яркие эпизоды фильма - это роль второго плана или эпизода, причем сыгранная не профессиональным актером. Можно вспомнить разве что Викторию Островскую в "Бриллиантовой руке" с "цигель ай-люлю", но у той Киевский театральный институт.
Возможно, это потому, что в 50-60 годы такие роли - единственная возможность сыграть вызывающе сексапильную женщину. Вспомните, как Лучко сыграла Ядвигу в "Красных листьях". Фактически главные герои и их история ушли на второй план, уступив место яркому образу дамы полусвета. Вспомните, как Чурсина сыграла Инку-эстонку в "Двух билетах на дневной сеанс". Вроде как совершенно отрицательный образ, сожительница уголовника, но все остальные женские образы в фильме уже где-то там на фоне.
Очень жаль, что для Пановой не нашлось потом других ролей, у нее очень точное попадание в образ, без гротеска и и переигрывания. Это несомненный талант.
Владимир З
| 2019 |