Фан-ролик созданный по мотивам комедии режиссёра Самсона Самсонова, снятая в 1955 году.
Великолепная музыка Цфасмана изумительно передает колорит времени.
В музыке - милый хулиганистый стеб. А в сюжете - самые злодейские злодеи - это местечковые комбинаторы Корейко, реализующие свои хитроумные "преступные" схемы.
И целоваться в советском кино еще было табуировано. И влюбленным только и оставалось как обмениваться томными взглядами и рисовать поцелуй помадой комедийным постфактумом на щеке влюбленного героя.
Съемочная группа
Режиссёр:
Самсон Самсонов
Сценаристы:
Алексей Каплер, Самсон Самсонов
Операторы:
Фёдор Добронравов, Владимир Монахов
Художники:
Борис Чеботарёв, Леонид Чибисов
Композитор: Александр Цфасман |
В ролях
Иван Дмитриев — Михаил Иванович Крылов, заведующий отделом готового платья
Наталья Медведева — директор швейной фабрики «Заря» Анна Андреевна Андреева
Микаэла Дроздовская — Юля Петрова, продавец
Олег Анофриев — Слава Сидоркин, комсорг отдела готового платья, продавец
Светлана Дружинина — Соня Божко, продавец
Анатолий Кузнецов — Семён Николаевич Малюткин, лейтенант милиции
Георгий Шамшурин — директор универмага Сергей Антонович Ефимов
Валентина Данчева — Нина Николаевна Сергеева
Борис Тенин — Егор Петрович Божко, отец Сони
Наталья Ткачёва — Галина Петровна Божко, мать Сони
Михаил Трояновский — Мартын Иванович Мазченко, продавец-жулик
Нина Яковлева — заведующая справочным бюро Вера Ивановна Бричкина
Георгий Георгиу — Григорий Ильич Маслов, жулик
Виктор Аркасов — жулик, сообщник Мазченко
Василий Бокарев — инспектор торга
Николай Граббе — Петухов, сотрудник ГАИ
Никита Кондратьев — Клим Петрович Куропаткин, счетовод
Борис Новиков — хулиган (нет в титрах) |
О фильме
Сценарий под названием «Каменное сердце» написал драматург Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда был отправлен из-за романтических отношений с дочерью Иосифа Сталина Светланой. После смерти Сталина Каплер сразу же был освобождён и вернулся в профессию. Тогда была установка — зрителям нужен праздник, надо снимать комедии, и Каплер написал историю о молодых продавцах универмага, которые разоблачили шайку жуликов. Сценарий понравился директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Даже правок не потребовалось, только название фильму дали более говорящее — «За витриной универмага».
Огромный универмаг выстроили в павильонах «Мосфильма», а консультировал съёмки директор ГУМа Иван Строгов. Он же организовывал наличие в кадре огромного количества товаров, в том числе и дефицитных. Кто мог предположить, что через три года с ним случится ситуация точь-в-точь как у героя фильма — заведующего отделом Михаила Крылова! Его обвинили в спекуляции, но доказать факт мошенничества не смогли. Правда, в отличие от Крылова, оскорблённый Иван Строгов уволился с поста директора.
Для многих актёров фильм стал первой работой в кино. Среди дебютантов были Микаэлла Дроздовская, Олег Анофриев и Светлана Дружинина. Олегу Анофриеву съёмки помогли осуществить свою мечту. Он был актёром Центрального детского театра, а в качестве хобби писал и пел песни, но никак не мог их «пустить в дело». И вот на съёмочной площадке он познакомился с композитором фильма Александром Цфасманом и предложил послушать свои сочинения. Тот пришёл в восторг и отнёс две песни Анофриева на радио. Вскоре о молодом актёре стали говорить как о талантливом композиторе и певце.
Девушек на роли продавщиц отбирали в балетных училищах, они должны были быть стройными, красивыми, пластичными и лёгкими. Главную роль получила балерина Светлана Дружинина. Режиссёр Самсон Самсонов увидел её в качестве ведущей выпускного вечера и на следующий день передал ей сценарий. К тому моменту съёмки уже начались и роль продавщицы Сони играла Елена Добронравова, но у неё не сложились отношения с режиссёром и пришлось срочно искать замену. После выхода комедии «За витриной универмага» Светлана Дружинина решила сменить профессию и поступила на актёрский факультет ВГИКа, а чуть позже вышла замуж — оператор Анатолий Мукасей как только увидел её в фильме, так сразу решил жениться!
В фильме впервые прозвучала критика в адрес самой большой швейной фабрики в СССР. Название «Большевички» заменили на «Зарю», но зрители поняли о чём именно шла речь. Цензура не позволила в открытую говорить о фабричном браке, поэтому придумали сценарный ход с общими проблемами поставщиков, химической промышленности и других отраслей. Фильм выпустили в прокат, но уже через несколько лет посчитали слишком смелым и положили на полку до 90-х годов.
Полемика на околокиношном форуме (выбраное)
... Зря тут пишут о надуманности ситуации и системности воровства в магазинах в 50-е. Извините, но вы видно сильно путаете эпохи - это НЕ 70-е. Тотальный дефицит, и системность, повязанность коррупцией работников торговли возникла гораздо позже (и, кстати, под прикрытием партийных органов).
Так что время, когда и могла возникнуть подобная ситуация, показано правильно. Дело в том, что как раз после войны многие отрасли хозяйства, торговли, промышленности и милиции стали "укреплять" фронтовиками по причине дефицита кадров. Мой дед так попал в мостостроение, а его брат в милицию. Пришедшие фронтовики действительно внесли свежую струю, и послевоенный подъем хозйства, промышленный бум, во многом дело их рук.
По словам деда, шкурничества в 50-е было на порядок меньше, если и "брали", то "стыдливо", строго секретно и несистемно. И заметьте, что наказание тогда за это было не каких-нибудь три года условно, а реально 15 лет сибирских лагерей без всякого снисхождения. Вот и думайте, "брали" ли фронтовики или нет.
Герой Дмитриева - явно фронтовик, пришедший на "укрепление" и павший жертвой старых, вороватых адров. Поскольку случайно в СССР никогда кино не снималось, то можно думать, что здесь обобщено как раз такое явление. Предыдущий автор, вспомнивший своего отца в похожей ситуации, подтверждает это.
Так что фильм - конечно, художественное произведение, но обличающее реальную тогда ситуацию и был снят как бы в поддержку честных фронтовиков, которых пытались вовлечь в коррупционные схемы.
Кстати, Дмитриев здесь - мечта, а не мужчина:)) Красив реальной мужской красотой... Не Сереженька Безрукий какой-нибудь, а МУЖЧИНА. И Медведева великолепна. Тоже тип красавицы 50-х - крупная, величавая, царственная брюнетка. Тогда царил такой тип - вспомните, например, Лилию Гриценко (Верные Друзья, Иван Франко, Прощай Америка) или ту же Аллу Тарасову, или Тамару Макарову в "Каменном Цветке". В общем - фильм достойный и отлично передает дух эпохи, в которой он был снят.
... На днях вновь пересмотрел этот фильм по Интернету (впервые в цвете), хотя он и не относится к моим любимым, а в качестве комедии вообще слаб. Юмора маловато, по жанру ближе к мелодраме с некоторыми элементами детектива. Но смотрится много лет спустя не без приятности, как ностальгическое ретро о временах моего детства и юности, когда "и небо было синей, и сахар слаще, и вода мокрей". Забыл, из какого фильма эта цитата. И милицейская форма была красивее нынешней, на редкость грязно-серой и уродливой. И древний ламповый телевизор еще был "чудом техники". И артисты были молодыми и красивыми.
И, конечно, всё было замечательно, несмотря на отдельные недостатки типа "если кто-то кое-где у нас порой". И, разумеется, никакого секса, любовь исключительно только вздохи на скамейке и прогулки при Луне, даже у достаточно зрелых героев. Тут задавали вопрос, почему Крылов и Анна Андреевна одиноки. С ним понятно: он в душе романтик, мечтающий найти идеал. Молодящаяся Бричкина (ей якобы 29 лет, но в универмаге проработала 26) его не привлекает.
Анна Андреевна могла потерять жениха или мужа на войне, а после войны женихи в огромном дефиците. Плюс характер такой, что может отпугнуть потенциальных женихов: властная, вспыльчивая, просто комиссар в юбке. Их перебранка в кабинете очень сильно смахивает на "Служебный роман". Интересно, было ли тогда слово "мымра", или оно позже появилось?
Владимир З
| 2019