По мотивам советского фильма режиссера Константина Юдина 1954 года создания.
ЛИЧНОЕ: Очень и очень великолепен по постановке, режиссуре и игре актёров. Трудно найти аналог АКТЕРСКОГО кино такому фильму как этот. Каждая сцена, каждый монолог - это всплеск эмоций. Фильм образец актерского мастерства.
"Шведская спичка"
|
Актеры |
Съемочная группа
Автор сценария: Николай Эрдман
Режиссёр-постановщик: Константин Юдин
Помощник режиссёра: Владимир Герасимов
Оператор-постановщик: Игорь Гелейн
Помощник оператора: Валентин Захаров
Художник-постановщик: Георгий Турылев
Художник по костюмам: Василий Ковригин
Помощник художника по костюмам: Любовь Душина
Композитор: Василий Ширинский
Звукооператор: Сергей Минервин
Художник-гримёр: Фетисов Виктор
Монтажёр: Татьяна Зинчук
Помощник монтажёра: Оксана Герц
Дирижёр оркестра: Арон Ройтман
Директор картины: Георгий Харламов |
Алексей Грибов — Николай Ермолаевич Чубиков, следователь
Андрей Попов — Эмиль Дюковский, помощник следователя
Михаил Яншин — Евграф Кузьмич, становой пристав
Марина Кузнецова — Ольга Петровна, жена Евграфа Кузьмича
Михаил Названов — Марк Иванович Кляузов, отставной корнет, помещик
Ксения Тарасова — Марья Ивановна Кляузова, сестра Марка Ивановича Кляузова
Николай Гриценко — Псеков, управляющий Марка Ивановича Кляузова
Николай Курочкин — Ефрем, садовник и мажордом Марка Ивановича Кляузова
Владимир Колчин — Николай Тетехов, камердинер Марка Ивановича Кляузова
Тамара Носова — Акулька, солдатка, женщина лёгких нравов
Владимир Покровский — доктор, местный врач
Георгий Георгиу — исправник, начальник Евграфа Кузьмича
Инна Фёдорова — торговка
Юрий Леонидов — урядник |
О фильме
Жители одного глухого провинциального уезда взбудоражены шокирующей новостью: убит известный в городе помещик, отставной корнет Марк Кляузов. Женщины льют слёзы, мужчины собирают деньги на похороны, священники готовятся к панихиде. В это же время страдающие от скуки и отсутствия дела следователь Чубиков и его молодой помощник Дюковский немедленно разводят бурную деятельность в надежде задержать преступника. На месте предполагаемого преступления они находят одну-единственную улику: обгоревшую шведскую спичку. В голове «гениального» сыщика сразу выстраивается план преступления, но его ждёт большой сюрприз.
Фильм снимали в Коломне, в основном в кремле, но есть и съёмки в Щурове. На кадрах можно увидеть улицы Лажечникова, Казакова, Лазарева, Ямскую башню, сквер Блюдечко, здания современного Краеведческого музея и Райпотребсоюза, а также великолепную панораму Коломенского кремля, снятую с другого берега Москвы-реки.
Коломенский краевед А.И. Кузовкин вспоминает, как снимали эту картину:
– Мы тогда были мальчишками и с удовольствием наблюдали, как шли киносъёмки. В одном эпизоде мужчина, скачущий на лошади по нынешний улице Казакова, обрызгивал грязью идущую женщину с маленькой девочкой. Они каждый раз выходили из калитки нашего дома и шли по улице...
Эпизод повторяли раз за разом, но он не был включён в окончательную версию фильма.
В другом эпизоде, где вели арестованного, специально разводили грязь на Блюдечке, чтобы мужчина спотыкался. Но и здесь пришлось снимать раз за разом дубли. Только начнут – поезд через Москву-реку проедет, начинают второй дубль – баржа проплывёт, третий раз – самолёт пролетит. Так и снимали дубль за дублем один эпизод целый день.
Ещё специально для съёмок проделали окошечко в железной калитке здания, где сейчас располагается Коломенский краеведческий музей. Один из артистов выбегал из ворот усадьбы напротив и стучался в калитку, а ему открывали окошечко, и дальше уже шёл разговор. Очень рекомендую коломенцам посмотреть этот фильм, где снят наш город в середине ХХ века.
Отзывы (с околокиношного форума)
... Не знаю, считал или нет Антон Павлыч этот рассказ однодневкой - когда в школе начал знакомиться с творчеством Чехова, этот рассказ прочёл в числе первых. а фильм, снятый в моей любимой подмосковной Коломне с участием тех, о ком можно говорить сегодня только с придыханием - БЛЕСК!
из современных не знаю, какой фильм можно поставить на одну ступеньку рядом с ним. все современные мачо могут лишь нервно курить в стороне от Названова-Кляузова. Попов, Грибов, Яншин, Гриценко, Носова... - каждый отдельная песня в истории нашего театра и кино. и прочие, кого вижу только в эпизодах - бесподобно!
... Уж не знаю, к счастью или нет, но Чехов всегда гиперкритически оценивал большинство своих работ. Недавно вышло новое академическое издание Чехова, так там приведены ТАКИЕ авторские комментарии в отношении допустим "Медведя", что диву даёшся.
Если же говорить про этот фильм, то он ценен уже хотя бы тем, что там свою первую большую роль сыграл такой выдающийся мастер как Андрей Попов. А впрочем здесь такая россыпь подлинных звёзд, что выделять кого-то сложно.
... Из раннего юмористического рассказа, который сам Чехов не воспринимал всерьёз, режиссер и актеры создали маленький шедевр пародийного детектива. Фильм можно смотреть многократно, и не надоест. Долгое время я видел этот фильм только в черно-белом виде, только в 80-е годы впервые увидел в цвете. Интересно, что фамилия следователя не выдумана: у Чехова был знакомый следователь Дюковский. А уж до чего хороша провинциальная "секс-бомба" Акулька с ее коронной фразой:"Жила я только с вами, больше ни с кем!"
... Блистательный фильм! Готова смотреть великое множество раз, получая от каждого просмотра просто невероятное удовольствие. Живо,остроумно, интеллигентно! Ну, а то, что в одной картине вместе играют, нет, не играют, а живут мои любимые "мхатовские старики" А. Грибов и М. Яншин превращает "Шведскую спичку" в шедевр кинематографии. Так и хочется воззвать к современным работникам киноиндустрии - УЧИТЕСЬ!
... Редчайшее попадание в классическую мишень. Фильм идентичен первоисточнику и даже круче: Чехов написал рядовой рассказ (один из почти 500), точнее пародию-юмореску на детектив, авторы сотворили подлинный шедевр. Превосходный актерский состав, великолепные воплощения, вплоть до мельчайших эпизодов. Стиль, кратость, мелодичность, динамика, красота, юмор, провинциальная дурь и... дремчий уют - это ЧЕХОВ! Замечательная глава Учебника про то, как следует экранизировать великую литературу.
Владимир З
| 2017 |