По мотивам фильма режиссера Аллы Суриковой 1987
Личное: Кажется это была комедия. Грустная комедия. Не только потому что последняя роль Андрея Миронова.
Фильм смотрится историей о том, как герои советского кино "пошли в разнос" и решили перед уходом в небытие империи СССР попить, подраться, отдать Second все что имели и уйти. Получилось неплохо.
Знаковые отечественные актеры надели маски и от души оттянулись...
Человек с бульвара Капуцинов
Режиссёр Алла Сурикова
Автор сценария Эдуард Акопов
Оператор Григорий Беленький
Композитор Геннадий Гладков
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм».
Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов
Длительность 95 мин
Страна СССР |
Актеры:
Андрей Миронов - мистер Джон Фёст (Джонни)
Александра Яковлева - мисс Диана Литтл (поёт Лариса Долина)
Михаил Боярский - Чёрный Джек
Олег Табаков - владелец ссруалуна Гарри Маккью
Николай Караченцов - ковбой и друг Джонни Фёста Билли
Спартак Мишулин - индейский вождь
Наталья Фатеева -скво
Альберт Филозов - мистер Секонд
Леонид Ярмольник - одноглазый ковбой Мартин
Семён Фарада - многодетный отец мистер Томсон
Александр Павлов - усатый ковбой Хью
Борислав Брондуков - ковбой Генри Дэнли (озвучивал Игорь Ефимов)
Михаил Херхеулидзе - пожилой ковбой мистер Эдвуд
Антон Табаков билетёр Бобби |
.........................................................................................................................................................................
Критиканство (от Дениса Горелова)
За брежневское двадцатилетие в российской самодеятельности сложился стойкий образ дикорастущего Запада, имеющий мало общего с каноническим голливудским мифом. Запад выглядел так: в накуренном помещении с поясняющей табличкой Saloon жуликоватый тип в котелке наяривал на пианино нечто дикое на верхних регистрах. Небритые личности в шляпах, с ногами на столе и питекантропскими именами Черный Билл, Гарри Кинг и Джек-Техасец пили виски, курили сигары и ждали выступления крошки Сюзи-Вертихвостки и повода подраться. Сюзи являлась в неглиже и боа из страусовых перьев, тут же предоставляя повод. Собравшиеся немедленно начинали мутузить друг друга, то и дело летая туда-обратно через стойку бара и входные дверцы-ставенки.
Наибольшие проблемы возникали с финалом; ибо на этом комплекс представлений о Западе исчерпывался. Могли еще налететь индейцы, но с ними массовое сознание дружило, и приходилось быстро улаживать недоразумение и раскуривать трубку мира. Именно таким образом в традициях немого кино Запад изображали на бесчисленных новогодних вечерах, вожатских концертах, домашних киностудиях, «Баррандов-фильме» и самодеятельных кукольных представлениях. Справедливости ради следует признать, что при необходимости экстерном показать какую-нибудь Калифорнию времен золотой лихорадки Голливуд пользовался теми же клише (см. неугасимый шедевр детства «Большие гонки»).
87-й распахнул ковбойщине двери, но на пути экранизации национального виртуального комикса встал неумолимый «сухой закон». Трезвенники свирепствовали не хуже христианской лиги из Невады. Федеральные агенты бомбили подпольные самогоно-курильни, нормировали отпуск сахара в одни руки и ставили на учет злостных потребителей одеколона «Лесная быль». С экранов изымалась спиртосодержащая классика (мы чуть не остались без комедий и «Судьбы человека»), в новых фильмах купировались сцены приношений и распиваний (беспрецедентную цензурную атаку выдержала меньшов-ская «Любовь и голуби»), ветеранам в кинохронике предлагалось отмечать праздник Победы чоканьем кофейных чашечек.
Проект увядал на глазах: ну как можно было ставить вестерн без летающих по стойке стопарей, пьяных кобыл и фразы «Пора, однако, промочить глотку»? Помощь пришла от соседей по лагерю. Герой великого чешского блокбастера детских утренников «Лимонадный Джо» искоренял пьянство с помощью эликсира меткости — колалоковой газировки; как и прочие антиалкогольные кампании, эта привела к значительному сокращению местного населения. Достаточно было поменять идейно сомнительную «колалоку» на волшебный фонарь кинопроектора да вспомнить, в какой мере кино в СССР отвлекало нацию от пьянства дикого — и вышел бойкий мюзикл Аллы Суриковой о святой и безнадежной борьбе с зеленым змием, хамством, гопничеством и общей национальной культурой упоительных вечеров.
И о том, какой же это мартышкин труд — истреблять национальный порок административными мерами, пусть и в содружестве с ослепительной сборной всех звезд облегченного жанра от Анофриева до Ярмольника, за исключением Джигарханяна (горе этой безмозглой стране! в народной оперетте Джигарханяну роли не найти! — впрочем, осознав промах, Сурикова на следующий фильм «Две стрелы» позвала его первым).
В музыкальной принадлежности этой пародии сегодня нет никаких сомнений: лишь по досадному недоразумению и общей жанровой неграмотности титры не были открыты именами композитора Геннадия Гладкова и автора слов Юлия Кима. Связующие межвокальные шуточки сценариста Акопова, все как одна начинающиеся словами «сдается мне...», годились разве что для вожатских концертов и никак не заслуживали первой строки в поминальнике. Качество текстов подскакивало тотчас, как артисты начинали петь — Ким получил роскошную возможность поэксплуатировать свои старые зонги на тему «Кончайте ваши прения, седлайте лошадей — кругом такая прерия, поехали по ней».
К сожалению, Сурикова отфильтровала часть куплетов — в шлак ушли и «на джинсики нарядные наденьте с двух сторон двенадцатизарядные системы «смит-вессон», и гениальное «с наёмными убийцами роскошный кавалер и сто индейцев с лицами актеров ГДР». Случись авторам восстановить пару-тройку вокальных номеров и пригласить более талантливого либреттиста — оперетта «Человек с бульвара Капуцинов» по сей день шла бы в детских театрах страны» (если название — интеллектуальная собственность Акопова, пьесу можно было бы назвать «Капуцин с бульвара Человеков», смысл не меняется).
Дело довершили душка Миронов, пышная блондинка Аасмяэ, одноглазый Ярмольник, краснокожий Мишулин и каскадерский цирк. Трюкачи вечно жалуются на роль парий-ассистентов — на этот раз им была предоставлена полная воля летать, ломать и взрывать. В побоище участвовало аж двенадцать дублеров — число беспрецедентное.
Андрей МироновМиронов умер фактически на озвучании, и стрекот проектора, в отличие от кино, не смог привести его в чувство. Зато стрекот принес «Мосфильму» немалый барыш: «Человек» стал предпоследней советской картиной, преодолевшей планку в 50 миллионов зрителей (за ним была только «Маленькая Вера»).
Сурикова вошла в избранный клуб режиссеров-блокбастерщиков, а сценарист Акопов подался в США переписывать голливудские сценарии на модную в то время русскую тему. Покойные Петр Луцик и Алексей Саморядов, приглашенные в тот период в Голливуд по результатам конкурса Американо-советской киноинициативы, утверждали, что убожеством тогдашних фильмов о России и демпингом на международном рынке постсоветских сценаристов мы обязаны именно ему, эксплуататору иноземных мифов.
А царство трезвости в России так и не устояло. Антиалкогольные крестовые походы во всем мире сопровождались глобальными структурными изменениями — не миновали они и нас. Но если в США прохибишн привел к окончательной централизации оргпреступности, наконец-то получившей унифицированное поле деятельности по всей стране, в России культура винопития совершенно не требовала стационаров, которые легко было бы взять под единый пресс-контроль, и благородные инициативы властей обернулись лишь первым в горбачевской истории сахарным дефицитом и стремительным обогащением таксистов. Нещадно эксплуатируемый кинематографом образ Вергилия городского дна засиял новыми национальными красками: если у цейлонского моторикши в любое время дня и ночи можно добыть путеводитель по местным борделям, русский таксопарк стал круглосуточным источником веселящих жидкостей.
Благое намерение в который раз разбилось о неприступную скалу народного духа, оставив на память о себе безработного президента, антикварные талоны на водку, журнал «Трезвость и культура» с первопубликацией ерофеевских «Москва—Петушков», несказанно распространившуюся цитату из Владимира Красна Солнышка «Веселие Руси есть пити» (на этом основании он, между прочим, отверг трезвеннический ислам) — и гимн абстиненции «Человек с бульвара Капуцинов».
Как создавался фильм
«Человек с бульвара Капуцинов» — последний фильм Андрея Миронова, если не считать незаконченного актером «Следопыта». Уже только поэтому он мог бы стать фильмом уникальным, легендой — после неожиданной смерти актера многие смотрели эту комедию заново по нескольку раз, пытаясь разглядеть в лице Миронова какое-то предчувствие, предвестие печального финала.
А еще это фильм о кино, во славу кино. Много ли вы знаете подобных фильмов? Из отечественных — «Весна», «Раба любви» (история создания фильма). Что еще? «Человек с бульвара Капуцинов» — гимн кино, великому искусству Чаплина, Феллини, Эйзенштейна.
Партнершу Миронов выбрал сам
Поначалу Андрей Миронов не слишком стремился сниматься в этом фильме — был занят. Хотя и отказать Алле Суриковой было нелегко. Тем более она поставила вопрос ребром: если Миронов не станет сниматься в роли мистера Феста, фильма «Человек с бульвара Капуцинов» не будет. Сценарий Эдуарда Акопова пылился на Мосфильме то ли пять, то ли шесть лет.
Сурикова ждала согласия Миронова полгода. Мог ли он огорчить режиссера, да к тому же женщину?
Герой был утвержден, а как же героиня? Алла Сурикова хотела снимать в роли Дианы Литтл Ирину Розанову, но ни она, ни Ольга Кабо не подошли. Нельзя сказать, что и Александра Яковлева идеально подошла на роль, но она своей энергией буквально преследовала Сурикову.
В результате режиссер предложила Андрею Миронову посмотреть кинопробы и выбрать себе партнершу. Андрей Александрович и вообще был неравнодушен к женщинам, и блондинок жаловал в частности — в общем, остановился на Яковлевой.
Долго не могли решить вопрос с исполнителем роли Билли Кинга — лихого ковбоя с потрясающими мускулами.
Николай Караченцов, вообще-то, должен был играть Черного Джека. Но прочитав сценарий, актер решил, что будет Билли. Попросил попробоваться и так азартно полез в драку с каскадером, что все просто были потрясены. Ковбой у Николая Петровича получился не только с кулаками, но и очень трогательным, с человеческим лицом.
А Черным Джеком стал Михаил Боярский. Уважаемые армяне — Фрунзик Мкртчян и Армен Джигарханян — не смогли приехать на съемки, поэтому их тоже заменили. Вождем индейцев стал Спартак Мишулин, а гробовщиком-критиком Лев Дуров.
Хороший режиссер, отличные актеры — Табаков, отец и сын, Ярмольник, Филозов. Что еще надо для удачного фильма? Конечно же, талантливый композитор. Им стал Геннадий Гладков, который тоже был в этот период занят, но не смог отказать Миронову. Вот такой эффект репки — Сурикова уговорила Миронова, Миронов уговорил Гладкова, Гладков написал, как всегда, прекрасные песни. Среди них попадались даже шлягеры. Причем, что интересно, актеры записали песни раньше, чем начались съемки. Миронов и Боярский пели сами. Караченцов пел чуть-чуть. А Александре Яковлевой подарила свой голос не кто-нибудь, а Лариса Долина.
Крым — край американский
Съемки «Человека с бульвара Капуцинов» начались летом 1986 года в Белогорске. Крым снова распахнул свои жаркие объятия киношникам, не претендуя на громкую славу, но и не отказываясь от нее. Работалось нелегко. Дело в том, что кавалерийским полком, участвовавшим в съемках, руководил некий капитан Советской армии. Он был самодур и начал ставить киношникам палки в колеса.
Возниц должны были изображать каскадеры, но капитан усадил управлять дилижансом своего солдата. В результате лошади понесли, и дилижанс чуть не перевернулся. После этого Сурикова послала капитана куда подальше. Он послал Сурикову еще дальше и отбыл в Москву, но не сам, а со своими подчиненными и лошадьми в придачу.
Съемки были под угрозой, спасибо жители близлежащих деревень стали приводить на съемочную площадку своих лошадей. Капитана еще долго вспоминали незлым тихим словом, некоторые высказывали версию, что он разозлился после того, как ему не дали сыграть в фильме хотя бы маленькую роль.
С лошадьми было связано еще одно ЧП. Украли жеребца Малыша, пропала с ним вместе бесследно и кобыла Верка. Решили обратиться в милицию. Снарядили в Планерское десант в составе Аллы Суриковой и Андрея Миронова. Начальник милиции обалдел, увидев «живого Миронова», обещал разобраться. Посетив могилу Волошина и галерею Айвазовского, творцы возвращались к месту дислокации и встретили идущего в том же направлении милиционера — он вел оперативно найденного Малыша.
Городок Санта-Каролина воздвигли под Феодосией, в Тихой бухте. Весь городок с банком, аптекой и пустыней — это большие цветные декорации. Кактусы, и те нарисованные. Однажды эти декорации чуть не унесло шквальным ветром. Алла Ильинична Сурикова, схватив подвернувшуюся под руку лопату, бросилась спасать городок, в то время как большая часть съемочной группы преспокойно играла рядом в картишки. Спасибо выручили каскадеры — вкопали укрепительные столбы, и городок устоял. После съемок киногруппа обратилась в Госкино с просьбой не рушить картонный город, но декорации сожгли.
Стрижка и женственные ковбои
Костюмы, ковбойские шляпы были сшиты на Мосфильме, а вот орлиные перья для вождя индейцев — наши, крымские. Орлов, что ли, ощипали?
А вот Андрей Миронов, можно сказать, ощипал сам себя. Сурикова вспоминает, что накануне съемок артист во что бы то ни стало хотел коротко постричься. Режиссер возражала, но артист настаивал — он хотел выглядеть примерно как в «Бриллиантовой руке» (История создания фильма).
Когда подстриженный Миронов приехал на площадку, Сурикова поняла, что мистер Фест будет обязательно в шляпе. Любые попытки Миронова снять шляпу в кадре первое время жестко пресекались.
Вот что еще любопытно. Поскольку фильм был посвящен пионерам кинематографа, поначалу был замысел сделать Миронова похожим на Чарли Чаплина. Неуклюжая походочка, котелок, тросточка. Стали даже снимать эту «похожесть». Но потом от этой мысли отказались — буквальная параллель показалась банальной, к тому же копия всегда хуже оригинала.
Миронов, конечно, был центром фильма. Он помогал во время съемок, давал советы, многое предлагал, причем делал это настолько тактично, что даже обидчивые обычно актеры не обижались, — Миронова уважали даже те, кто его недолюбливал.
Женщины, как известно, относились к Андрею Александровичу тепло. Но даже они не могли его поднять, когда надо было нести мистера Феста на руках. Поэтому кричали и визжали на крупном плане женщины, несли артиста… каскадеры, переодетые в платья и женские шляпки. Каскадеры были даже возбуждены подобным заданием. Они красили губы, задирали юбки, показывали коленки, выставляли ножки… Восторг был общий.
А вот потасовки между индейцами и ковбоями снимались так: вначале каскадеры одевались краснокожими и выполняли трюки, потом они же становились ковбоями! Посмотрите эту сцену — разве можно заметить, что некоторые товарищи нещадно лупят сами себя!
Специально для съемок ковбойских потасовок в Питере заказывали особую травмобезопасную смолу, из которой в духовке отлили бутылки и стекла для окон. Эти стекла в кавычках при ударе разлетались вдребезги, но пораниться ими было невозможно. Табуреты для драк изготовили из бальсового сверхлегкого дерева, растущего в Эквадоре.
Бесстрашную жену вождя индейцев — Наталью Фатееву — в ходе исполнения одного трюка подменяли аж четверо каскадеров! Разгонялась актриса сама, на стену взлетала дублерша, дальше по крыше в женском платье бежал один каскадер, второй прыгал, а заканчивал трюк третий.
Наталья Фатеева была, можно сказать, первой заметной любовью Андрея Миронова еще во время съемок «Три плюс два» (История создания фильма) в Крыму. И вот спустя много лет они вновь встретились на съемочной площадке и вновь почему-то в Крыму. Неужели совпадение?
Один забавный эпизод во время съемок связан с алкоголем. Была совершена экскурсия на один из крымских коньячных заводов. Сурикова, Дуров и оператор картины Дугин потащили с собой и невыспавшегося Миронова. Но во время дегустации от сна не осталось и следа. Зал следовал за залом, вино за вином, коньяк за коньяком. Режиссеру еле удалось вернуть представителей съемочной группы из винного русла в съемочное. Действительно, это было нелегко: алкоголь был качественный и к тому же бесплатный.
Смерть, которая стала настоящей
Вино лилось рекой, настроение было прекрасным, и никто еще не знал, что скоро все будет по-другому. Сцену гибели мистера Феста снимали одним куском — Миронов умирал, Караченцов крутил ручку киноаппарата и плакал. Плакал, как сейчас кажется, по Андрею Миронову, который умрет меньше чем через год, по себе самому, попавшему много лет спустя в тяжелейшую аварию и тем не менее выжившему, выдюжившему. Финал, конечно, обязательно должен быть хорошим. Если не в жизни, то хотя бы в кино.
Миронов успел посмотреть готовый фильм в одном из маленьких кинотеатров Ленинграда, на окраине. Потом позвонил Суриковой из автомата, сказал, что ему понравилось. Жаль только, что вылетела песня под названием «Все кончено». Там такие слова пронзительные были: «Каждому свое, тебе — забава, мне — мученье, а время лечит только тех, кто болен не смертельно».
Миронов с Суриковой договорились, что будут снимать новый фильм, договорились встретиться в Риге, где должен был гастролировать Театр сатиры, чтобы обсудить творческие планы. Сурикова приехала в Ригу и была одним из многочисленных свидетелей неожиданной, поразившей всех смерти актера на сцене оперного рижского театра.
Они не успели снять новый фильм. Зато успели спеть гимн искусству, гимн кинематографу, гимн человеку, который совсем не случайно завернул к диким людям с далекого бульвара Капуцинов
...... (Мнение)
Многие форумчане исстегали фильм кнутами))), поэтому я вступлюсь за "Человека с бульвара Капуцинов". Тогда, в 1987-м это был фееричный настоящий кинохит, довольно остроумный. Созвездие актёров, трюков, все общаются меж собою афоризмами и сентенциями, закинутыми для нашего зрителя в нашем времени.
Да, Андрей Миронов уже не тот-гиперактивный и т.д. Чувствуется, что ему уже наверно тяжело, но всё равно обаятелен и превосходен.
Хорошо очерчены многие общественные типажи:
1 - те,кто поддаётся перековке. Но, как дети, от одного рудиментного примера возвращаются в исходное (нет стержня и иммунитета) -это все из салуна " Бешеный бизон"
2. Есть упёртое тёмное быдло, не поддающееся перековке - пришлый ковбой (Борислав Бронди)))
3. Умные, но расчётливые, понимающие как и исскуство, так и его последствия - Гарри (Табаков)
3. Коммерсанты - растлители (Сэконд)
4. Критики - гробовщики)))
5. Киллер, ждущий удара или потрясения от настоящего исскуства (и получивший его), что бы зачеркнуть своё криминальное прошлое. (Чёрный Джек)
6. Властолюбцы, чувствующие, что теряют власть над паствой (пастор).
И т.д..
Один из моих любимых моментов- рывок монеты из уха вождя- "... Два билета на дневной сеанс; для меня и моей скво")))
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7783/forum/f3/
Инфу собрал Владимир З
| 2020 |