Главная
- Восьмидесятые года (фан-ролики)

Фан-ролик

"Успех"

Успех

Режиссёр: Константин Худяков
Сценарист: Анатолий Гребнев
Оператор: Валентин Пиганов
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художники: Борис Бланк, Владимир Кирс

Актеры:
Леонид Филатов — Геннадий Максимович Фетисов, молодой режиссёр из столицы
Алиса Фрейндлих — Зинаида Николаевна Арсеньева, прима областного театра
Александр Збруев — Олег Петрович Зуев, актёр
Лев Дуров — Павел Афанасьевич Платонов, актёр
Лариса Удовиченко — Алла Сабурова, начинающая актриса
Анатолий Ромашин — Николай Николаевич Князев, актёр
Людмила Савельева — Инна, бывшая жена Фетисова
Алла Мещерякова — Анна Васильевна (Нюся), жена Платонова
Мария Полицеймако — Галя, помощник режиссёра
Вацлав Дворжецкий — Яков Гаврилович Винокуров, главный режиссёр областного театра
Владимир Привалов — Евгений Иванович, директор областного театра (озвучивает Леонид Каневский)
Нина Крачковская — актриса
Вера Бурлакова — актриса
Вадим Вильский — актёр
Юрий Леонидов — актёр
Виктор Маркин — актёр
Сергей Сибель — Колесов, неудачник-драматург (озвучивает Сергей Малишевский)
Юрий Сучков — Толя, радист
Наталья Ткачёва — мать Фетисова

.........................................................................................................................................................................

Отзывы

... Режиссёр Константин Худяков — ещё одно белое пятно в нашем кино. Только два его фильма говорят о том, что режиссёр этот — большой. Первый — «С вечера до полудня», второй — «Успех».

«Успех» — в первую очередь прекрасная картина о театре. Картина искренняя и откровенная — о театральной кухне, о том, как всё сложно и противоречиво. О пробах и репетициях, которые чаще всего скрыты от зрителя. Ради искусства можно и приврать, и унизиться, и унизить. Можно ли?

Во вторую очередь это фильм о человеке — которому тяжело, которому ставят палки в колёса, которому важен успех, но в конце концов одного успеха мало. Открытый финал говорит о невозможности однозначного выхода из конфликта «правда или успех». Каждый выбирает для себя. И очень хочется верить, что режиссёр вернётся.

Замечательные роли у Филатова, Фрейндлих, Дурова и Збруева. Каждый лепит образ, который легко узнать в окружающих нас людях. Кто приспособился, кто бездарен, но тянет волынку, кто талантлив, но самолюбив и горд. И среди них — один, кто потревожил, задел. Это признание. Оно лучше успеха.

... Когда меня молодое поколение спрашивает, что такое Советский Союз, я отвечаю: это страна без туалетов и туалетной бумаги, но с огромным творческим и духовным потенциалом. Скажу помягче: это страна, абсолютно лишенная бытовых условий. Но как-то всего этого не замечали. Люди жили другим. Это были дети, отцы и деды которых победили фашизм. Фильм "Успех" Константина Худякова с плеядой таких имен, как Леонид Филатов, Алиса Фрейнлдих, Александр Збруев, Лариса Удовиченко, в полной мере отражает мою мысль.
Фильм этот смотрела в кинотеатре в том самом 1984-м, и он остался в памяти. После него и "Чайку" прочла, и в Москву поехала, чтоб в театр попасть, но фильм не пересматривала. Наткнулась случайно, посмотрела и удивилась, что он ТАК понравился, а главное, что он не устарел.

Сюжет прост. Столичный режиссер Фетисов (Леонид Филатов) после развода приезжает в провинцию, чтобы поставить чеховскую "Чайку". Он сталкивается с леностью молодых актеров, капризами и амбициями влиятельной примадонны, лавированиями театрального начальства. Все это мало волнует одержимого и жесткого художника. Он и на колени встанет, и взашей выгонит. Скоро он втягивает в свой энергетический мир актеров так, что процесс репетиций перестает быть для них просто работой. Они живут творчеством, они живут чувствами своих героев. Умереть могут (буквально), если роль отобрать. Они начинают дышать, как их герои. Ведь это только мизансцена длится минуты, а у героя проходят дни, месяцы, годы переживаний, страданий. Слухи о готовящемся необычном спектакле дошли до Москвы и в областной город съехались московские критики. В кино мы видим только короткие обрывки самого спектакля. Но по ним складывается полное впечатление. И видно, что это постановка гениальна. В ней все необычно и все гармонично: и свет, и музыка, и действо. В ней нет перфоманса, странно вымазанных лиц, интонирования, опускающего классический язык ниже пояса. Здесь не ориентируются ни на требования чиновников от культуры, ни на вкусы зрителя. Тянут за собой этого самого зрителя. Здесь служение одному великому Богу - искусству.

Я хотела написать отзыв на сайте, где и смотрела фильм, да там долгая и нудная процедура регистрации. Но была приятно удивлена, увидев достаточно большое количество отзывов, датированных 2017-м годом. Ведь фильм не крутят. И отзывы все сводятся к одному слову - "шедевр". Не всем еще мозги разъела современная российская кино- телеиндустрия. Я же говорю, что наши деятели культуры сегодня совершенно не знают людей.

Кстати, где-то в 90-е я попала на "Чайку" в постановке Сергея Соловьева на Таганке. В роли Тригорина должен был играть Леонид Филатов, но играл Николай Губенко. Тоже спектакль до сих пор не могу забыть.
Фильм рекомендую посмотреть всем, кто его видел и не видел, кто помнит особую атмосферу творческого СССР и кто не знает, что означает эта аббревиатура.

АВТОР IRRUSS


Реплика Сергея Кудрявцева на фильм "Успех"

Эта лента словно предвосхитила период перестройки в советской империи. В момент выхода на экран в 1985 году (когда как раз пришёл к власти Михаил Горбачёв) «Успех» казался не лишённым определённой смелости фильмом с двойным дном, свидетельствуя, что во вроде бы частной истории молодого амбициозного режиссёра, который покинул столицу, чтобы на сцене периферийного театра с дерзостью поставить «Чайку» и добиться успеха любой ценой, скрывалось некое подразумеваемое обобщение. Всякий общественный организм, в том числе театральный, со временем оказывается подверженным косности и застою — а типичный «человек со стороны», желая изменить давно сложившийся порядок вещей, вольно или невольно выступает как ниспровергатель и почти революционер, как истинный новатор, который противостоит заплесневевшим традициям.

Чеховский Треплев, объявивший борьбу за новые формы в искусстве, вынужден расплачиваться творческим поражением, неудачей в личной сфере и, наконец, собственной жизнью. А его современный аналог — эгоцентричный, одержимый и порой жестокий в общении с людьми и коллегами по театру, хотя одновременно приученный по-сегодняшнему лавировать, хитрить и изворачиваться, пусть и для достижения благой цели — это ведь подлинный «восьмидесятник», который взращён в условиях всем уже очевидного маразма власти.

Сценарист Анатолий Гребнев, причастный (среди прочего) к появлению «Июльского дождя», своеобразного первого звонка о крахе интеллигентских иллюзий 60-х годов, актёр Леонид Филатов и режиссёр Константин Худяков (между прочим, ещё в 1981 году они оба в телефильме «С вечера до полудня» были обеспокоены из-за рождения нового типа героя, который привык относиться к жизни как к «скорожраловке») предупреждали в середине 80-х о цене успеха.

Сейчас же «Успех» — тем более в сравнении с режиссёрским дебютом Филатова, который в картине «Сукины дети» (1990) излишне нервозно и в то же время с чрезмерным пафосом отнёсся к подлым или благородным поступкам членов труппы отдельно взятого театра (с явным намёком на Таганку) — следует оценить как взвешенное и по возможности беспристрастное раздумье о неблагодарной участи любого, кто посмеет потревожить «болото» и сам не сможет не увязнуть, не замараться. Реформаторов-то в России всегда недолюбливали.
1997 

Инфу собрал Владимир З
| 2017|


Фан-ролики 80-х годов