По мотивам фильма режиссера Аллы Суриковой 1982
Съемочная группа
Автор сценария — Светлана Володина
Режиссёр-постановщик — Алла Сурикова
Оператор-постановщик — Михаил Агранович
Художник-постановщик — Михаил Карташов
Композитор — Виктор Лебедев
Звукооператор — Владимир Мазуров
Режиссёр — А. Ермилов
Оператор — В. Иванов
Художники по костюмам — Ганна Ганевская, Н. Саркисова
Монтажёр — Людмила Елян
Художник-гримёр — Людмила Баскакова |
Актеры:
Софико Чиаурели — Алиса (Лили) Постик, телефонистка нотариальной конторы
Леонид Куравлёв — инспектор Анри (Рири)[прим 4] Гранден по прозвищу «Железный лоб»
Сергей Юрский — мэтр Роше
Елена Соловей — мадам Клара Роше?
Александр Абдулов — Робер де Шаранс
Людмила Дмитриева — Сюзанна Бриссар, личный секретарь мэтра Роше
Елена Укращёнок — Виржиния Ренуар, машинистка
Леонид Ярмольник — Максимэн, полицейский |
.........................................................................................................................................................................
Как снимали фильм
Одна из первых работ режиссёра Аллы Суриковой — экранизация пьесы известного французского писателя и актёра Робера Тома, название которой имеет несколько вариантов перевода. Пьеса публиковалась под названиями «Попугаиха и цыпленок», «Болтушка и полицейский» и «История одного убийства». Существует версия, которой придерживается и сама Алла Сурикова, что настоящий автор — Джек Поплуэлл, и называлось произведение «Миссис Пайпер ведет следствие», а французский драматург сделал лишь адаптацию пьесы.
Роль экстравагантной и любопытной секретарши Алисы Постик режиссёр Алла Сурикова сразу решила предложить грузинской актрисе Софико Чиаурели. Для того, чтобы провести пробы и показать их начальству, Сурикова сама полетела в Тбилиси. Там она попала в гостеприимный дом Софико и ее мужа Котэ Махарадзе и «четыре для не вставала из-за стола». Обо всем договорились в душевной атмосфере и… забыли провести фотопробы. Режиссёр пошла на хитрость и показала руководству переснятое с календаря фото с изображением Чиаурели.
На роль инспектора Валери Грандена режиссёр предложила Михаила Ульянова, худсовет идею одобрил, но актёр уезжал на гастроли с театром Вахтангова. Тогда Сурикова предложила кандидатуры Армена Джигарханяна и Леонида Куравлёва. Комиссия решила, что Афоня не сможет сыграть детектива, и уже почти пригласили Джигарханяна, но тут кто-то сказал, что инспектор в его исполнении должен будет разоблачить преступника на двадцатой минуте и нужно брать Куравлёва — тогда он сможет думать весь фильм
На роль красавчика Робера де Шаранса пробовался Олег Меньшиков, но Александр Абдулов оказался более интригующим. На роль Максимэна пробовался Семён Фарада, но режиссёр решила сделать полицейского моложе. По рекомендации Абдулова на роль был утвержден его друг Леонид Ярмольник. На роль чопорной Сюзанны Бриссар претендовали Татьяна Васильева и Любовь Полищук, но были слишком ярки и узнаваемы, а вот вот Людмила Дмитриева идеально подошла. На роль эффектной машинистки Вирджинии была утверждена начинающая актриса Елена Укращёнок. Персонаж вышел очень запоминающийся, большинство её фраз разлетелось на цитаты, и зрители ждали новых ярких ролей, но Елена снялась в эпизодах еще двух фильмов и оставила кино. Актриса вышла замуж за драматурга Эдварда Радзинского и занимается реабилитацией людей с зависимостями.
Нотариальную контору мэтра Роше снимали в павильоне «Мосфильма». Причем, всю речь актёров записывали напрямую, чтобы не заниматься озвучкой, поэтому в процессе съемок требовалась абсолютная тишина. Соблюсти это условие было непросто, но к чести съемочной команды переснимать пришлось не так много дублей. Единственный кадр с видами Франции — это фрагмент любительской записи Георгия Данелии, которую он сделал из окна автомобиля. А вот все прозвучавшие в фильме французские адреса существуют на самом деле и все газеты и журналы тоже настоящие — их попросили во французском посольстве. Там же одолжили и фуражку для полицейского Максимэна.
В начале каждой серии показываются кадры из французских фильмов «Частный детектив» и «Смерть негодяя». В первой серии секретарша Алиса Постик смотрит по телевизору некий фильм «Свидетелей надо прикончить» со своим кумиром Жаном-Полем Бельмондо, но на самом деле это все тот же «Частный детектив», где действительно снимался этот актёр. А вот сюжет, который Алиса пересказывает по телефону, ничего общего с этим фильмом не имеет.
На гонорар от «Ищите женщину» купила приданое младенцу
Известность к Елене Укращенок пришла после того, как она снялась в фильме «Ищите женщину». – Сначала я пробы не прошла, – вспоминает наша собеседница. – А потом мне позвонили и сказали: актриса, утвержденная на эту роль, заболела, не могли бы вы ее заменить? И вот выслушиваю я это предложение и… молчу. Просто не верю своему счастью! А на том конце провода мое молчание истолковали по-своему: будто я набиваю себе цену. Предлагают одну ставку – я молчу, повышают – я опять ни слова. И когда подняли до очень крупной суммы, я вышла из ступора и закричала: «Да! Да!»
– Работать было очень легко, все шутили, смеялись, вели себя непринужденно. Играть тоже особо не надо было – Виржиния и я были тогда во многом схожи. Я и правда не умела печатать, прически и макияж в кино у меня были такие же, как в реальной жизни. Помните, секретарша мэтра Роше форсит с зелеными ногтями? Это я сама придумала – смешивала зеленку с лаком. Режиссер Алла Сурикова увидела и говорит : «Отлично, так и крась!». Кожаные штанишки тоже были из моего гардероба (увидев которые, Юрский – Мэтр Роше восклицает: «Господи, что на вас опять надето?»). Я хотела надеть еще и открытое бальное платье, и Юрский убеждал Аллу Ильиничну, что это будет замечательно, но в итоге она решила, что Виржинии и так слишком много. Кстати, изначально сценарий был еще длиннее и еще смешнее. В фильм вошла только его часть.
– Как-то мне не давалась какая-то реплика, я постоянно запиналась. Тогда Алла Ильинична что-то шепнула Ярмольнику, он взял меня за руку, тепло обнял и забормотал на ухо что-то смешное. Я повеселела, расслабилась, мы вернулись на съемочную площадку, и все пошло как по маслу.
– Мне очень нравилась Елена Соловей своей утонченностью и деликатностью. У меня был тогда «лохматый» характер и лохматые манеры, а в Соловей я видела эталон поведения женственности вкуса. Это меня восхищало. Очень хороша была и Чиаурели. Хотя первоначально, если я не ошибаюсь, роль хотели дать Алисе Фрейндлих. Но в итоге утвердили Софико – большого друга Суриковой.
По словам Елены, на гонорар, полученный за роль Виржинии, она могла бы приобрести машину. Но актриса распорядилась деньгами иначе – накупила огромное количество… дорогущих индийских деревянных подставок с красивыми бронзовыми ручками под горячее! А еще справила приданое для будущего ребенка – во время съемок «Ищите женщину» Елена поняла, что беременна. К тому времени она была замужем за однокурсником Игорем Денисовым.
Инфу собрал Владимир З
| 2017|