Главная
- Восьмидесятые года (фан-ролики)

Фан-ролик

"Самая обаятельная и привлекательная"

Самая обаятельная и привлекательная

Авторы сценария:
Геральд Бежанов
Анатолий Эйрамджан

Режиссёр: Геральд Бежанов
Оператор: Валентин Пиганов
Художник: Евгений Виницкий
Композитор: Владимир Рубашевский
Автор текста песни: Владимир Шлёнский
Директор фильма: Галина Белинская

Актеры:
Ирина Муравьёва — Надя Клюева
Татьяна Васильева — Сусанна, школьная подруга Нади
Александр Абдулов — Володя Смирнов
Леонид Куравлёв — Миша Дятлов
Михаил Кокшенов — Лёша Пряхин
Лариса Удовиченко — Люся Виноградова
Людмила Иванова — Клавдия Матвеевна Степанкова, коллега Нади по бюро
Владимир Носик — Гена Сысоев, напарник Нади по игре в пинг-понг
Лев Перфилов — Пётр Васильевич, начальник бюро
Любовь Соколова — Мать Нади
Александр Ширвиндт — Аркадий, муж Сусанны
Екатерина Куравлёва — Лариса
Вера Сотникова — Света, подруга Володи (озвучивает Наталья Гурзо)

.........................................................................................................................................................................

Как создавался фильм

Подбор актёров
По словам режиссёра Геральда Бежанова, Ирина Муравьёва наотрез отказывалась сниматься в фильме, так как хотела отойти от своего амплуа милой дурнушки и сняться в более серьёзном фильме. Муравьёвой сценарий поначалу не понравился совершенно. По её собственным словам, в тот период ей хотелось «авторского кино, вдумчивого, серьезного». А зарисовки из жизни конструкторского бюро казались чем-то слишком мелким, очередным советским фильмом про ударников производства. Только спустя годы актриса, увидев фильм, пришла от него в восторг. Бежанов говорит, что тогда, много лет назад, он буквально умолял актрису сняться в картине, карауля её у театра им. Моссовета и пытаясь повлиять на актрису через её мужа. К тому же Муравьёва к тому времени прославилась ролями в картинах «Карнавал» и «Москва слезам не верит», а Бежанов был молодым начинающим режиссёром. По другим источникам: режиссёр направил к актрисе директора картины Галину Белинскую, которая и убедила Муравьеву сниматься в фильме.

Первой претенденткой на роль Сусанны была Любовь Полищук, но она в это время была занята, затем роль была предложена Инне Чуриковой, но режиссёру не понравилось её «слишком вдумчивая» работа над ролью, и роль досталась Татьяне Васильевой, которая и сыграла подругу главной героини фильма.

Места съёмок
Съёмки фильма проходили в Москве при бюджете 500 тысяч рублей — квартиры и комнату в конструкторском бюро отстроили в павильонах «Мосфильма», проходную снимали на одном из заводов, а в качестве вестибюля использовали помещение НИИ на Павелецкой в Первом Щипковском переулке. Сцену драки с грабителями снимали на Люсиновской улице. Также съёмки проходили на Малой Бронной, недалеко от Патриарших прудов, Стремянного переулка, Люсиновской улицы, у метро «Серпуховская», на Калининском проспекте, у входа в ГЦКЗ «Россия» на Москворецкой набережной в здании гостиницы «Россия».

Съёмочный процесс
Во время съёмок картины у Бежанова случился инфаркт из-за постоянного стресса, связанного с конфликтами на площадке — Геральд известен своей требовательностью относительно сценария, написанного им. По словам режиссёра, самый большой конфликт у него вспыхнул с Александром Абдуловым и Татьяной Васильевой. Сцену, в которой Сусанна приходит на работу к Наде, снимали несколько дней — Васильева пришла на следующий день, перекрасив волосы в рыжий цвет, чем вызвала сильный гнев режиссёра. Именно тогда у Бежанова вспыхнул микро-инфаркт, из-за чего на протяжении месяца режиссёр не мог продолжить съёмки картины. Между тем Васильева не стала перекрашивать свои волосы обратно в блондинку, поэтому в отснятых позже сценах она всегда носит головной убор. Абдулов же прямо в разгар съёмок уехал на две недели на заработки на Сахалин. Работой Муравьёвой, наоборот, режиссёр был восхищён: «А на площадке с ней было работать одно удовольствие. Очень собранная, ответственная, профессиональная актриса. Вела себя просто прекрасно!».

Ни Ирина Муравьёва, ни Владимир Носик не умели играть в настольный теннис, перед съёмками сцен им дали время, чтобы научиться; кроме того, Носик сломал палец на ноге во время игры. По мнению режиссёра, гардеробная в «Мосфильме» была «ужасной», и в съёмках использовали личную одежду актёров. Единственный сшитый на заказ предмет одежды — костюм Михаила Кокшенова, в котором его герой "соблазнял" Надю.

Интересно, что за шутку «Она что, с Урала?» режиссёру и Госкино пришлось писать извинительную Борису Ельцину, который тогда руководил Свердловским обкомом. Режиссёр также извинился за эту шутку в своём следующем фильме «Где находится нофелет?», вложив в уста героя Александра Панкратова-Чёрного много лестных слов о «стране малахита».

Отзывы (из околокиношного форума)

... "Самая обаятельная и привлекательная" - один из самых моих любимых фильмов. Но получилось так, что в начале я его смотрела много раз в молодости, а потом посмотрела через перерыв в несколько лет. В эти годы шло активное становление моего внутреннего "я", менялось мое мировоззрение, в голову "сыпалось" и "перерабатывалось" огромное количество самой разной информации, нарабатывался опыт отношений. И вот как-то вечерком смотрю я в очередной раз этот фильм и, пардон, обалдеваю от своего совершенно нового восприятия героев и сюжета.

Раньше я видела в фильме только сказку. Эдакая советская Золушка (Надя Клюева) встречает Фею (Сусанну) и та делает из нее умницу-красавицу, что привлекает к ней и офисных принцев, и позволяет разглядеть того-самого, который предназначен ей судьбой.

После перерыва в несколько лет фильм стал "цеплять" в самых неожиданных местах и наталкивать на размышления. Пойдем, как говорится, по порядку.

1. Вечные эти советские поборы в коллективе то на рождение, то на похороны, то на свадьбу. Никогда не забуду коронную фразу на эту тему, правда из другого фильма: "Если сегодня еще кто-нибудь родится или умрет, я останусь без обеда!" Но что меня поразило собственно. Люди раньше умели вспомнить все доброе, что связано с человеком, и отдать эти деньги от души. Сейчас это у людей плохо получается, да и скидываются сотрудники уже далеко не всегда и не так массово.

2. Поиски будущего мужа на работе - занятие сомнительное, которое еще и чревато непредсказуемыми последствиями. Относительно удачным исходом такого мероприятия можно считать вот то самое искомое замужество. В иных же случаях все может закончиться тем, что объект твоей страсти будет постоянно у тебя вызывать самые разные эмоции и это будет очень сильно отвлекать от работы. Иногда все усугубляется обсуждением ваших отношений всем коллективом, появлением соперников/соперниц и т. д. и т. п. Я все это говорю, основываясь на собственном опыте. Я почему-то стабильно вызываю интерес у мужчин строго на работе и на этом деле "собаку съела" :-) Поэтому приход Сусанны прямо в контору (!!!) и осмотр потенциальных женихов прямо на рабочем месте уже вызывает только неодобрительную усмешку.

3. Брак по расчету считаю самым глупым, что может в этой жизни сделать женщина. Да и мужчина тоже. Хотя у мужчин может быть и другое мнение. Если кто-то из моих подписчиков-мужчин даст обратную связь - буду благодарна;-)

В фильме эта тема раскрывается аж на 2 персонажах: Сусанне и Виноградовой.

"Аксессуарный муж" - явление нынче, увы, очень распространенное. Так построено русское общество. Лишь бы не одна, лишь бы не старая дева, лишь хоть плохонький, но есть. Сколько трагедий потом разыгрывается из-за этого, разводов, брошенных детей. Моя позиция иная и выражается в двух тезисах:
- Предпочитаю быть, а не казаться.
- Лучше быть одной, чем вместе с кем попало.

4. В этом фильме впервые мы встречаем такое явление, как аффирмация!!! Надя весь фильм повторяет: "Я очень обаятельная и привлекательная! Я жутко нравлюсь мужчинам! Они просто от меня без ума!":-) Гениально. И это в далеком 1985 году. Я не знаю, почему в России так скептически относятся к аффирмациям и в качестве железного довода все время приводят одну и ту же фразу: Сколько не говори "халва" - во рту слаще не становится".

Поверьте мне, как практику, аффирмации работают. Просто надо правильно понимать их суть, их способ воздействия на человека, правильно их составлять и регулярно и долго повторять. Аффирмации призваны работать с подсознанием человека, и именно его они постепенно и меняют.

Приведу простейший пример. Раньше перед каждым путешествием со мной происходило одно и тоже. Чем ближе подходил срок уезжать, тем больше на меня накатывало страхов. Я боялась всего: разбиться на самолете, попасть в аварию на автобусе, остаться без денег, заболеть и т. д. И время до путешествия из-за обилия страхов превращалось для меня в кошмар. Справиться с этим помогла простейшая аффирмация, которая после нескольких видоизменений, в конце концов, обрела вот такую формулировку: "Я всегда в безопасности во время путешествий и все, кто со мной, тоже".

Поначалу мой мозг все отторгал и бубнил что-то типа: "Да ладно!" Потом перестал отторгать, потом нейтрал, а потом поверил и успокоился. Теперь перед путешествием у меня появляется лишь легкое беспокойство уже в самолете при взлете, например, да и то - не всегда. Также аффирмации работают и в других сферах.

5. Я вдруг обратила внимание на вещи, в которые пытается одеть Надю фарцовщик. Это просто какой-то ужас. Стоит эта Надя в каком-то спортивном свитере и говорит: "И куда я так пойду? На работу - не скромно, в театр - вызывающе!" Ё-моё, да в этом только на субботник и пойдешь:-) Ну разве что "от Кардена" наряд был более-менее.

6. Всегда хотелось опробовать прием соблазнения мужчин в качестве психологического эксперимента. Во всяком случае, на женщинах это работает. Начинаешь оказывать знаки внимания мужчине: взгляды, остроумные реплики, общение, флирт в конце концов. Ну, вы помните в фильме: пирожки "Маэстро", билеты на Джанни Моранди, совместная командировка, дифирамбы. А потом - раз! И якобы охладеть! Вот что с мужчиной будет? :-) Как в фильме или нет?:-)

7. Сцена, когда Аркадий забирает Надю после работы, ге-ни-аль-на! Это классика на все времена. Разве что теперь забирают на BMW от стеклянной высотки, да и одежки на людях другие, а открытые рты и изумление всех заинтересованных все те же;-)

8. Есть такое интересное изречение: "Если хочешь иметь то, чего у тебя никогда не было, тебе придется делать то, что ты никогда не делал!" Очень метко сказано. Сколько женщин хочет, чтобы у них все было и при этом ничего не делать. Посмотрите на Надю. Чтобы в конце фильма получить свое счастье, да еще кучу увлеченных ею сотрудников-мужчин в придачу, ей пришлось немало сделать. Так сказать, "поработать" над собой, попасть в неприятные или смешные ситуации, научиться печь пирожки, скучать над шахматами, изменить стиль одежды и все в таком духе. Надо выйти из зоны комфорта, а, ой, как не хочется. Даже в личной жизни хочется по принципу: "Как бы так, чтоб работать поменьше, а получать - побольше!" Не работает, ребята, не работает:-)

Что касается меня, то фильм буду еще смотреть не раз, тем более давно говорю фразами из него.

Когда вдруг прихожу на работу вся из себя и меня спрашивают: "А что это ты такая нарядная?" - всегда отвечаю: "Ночевала у подружки и не успела зайти домой переодеться!"

Когда спрашивают, к кем это меня вчера видели в кино, неизменно говорю: "Незамужней женщине нескромно задавать подобные вопросы!"

А когда от меня требуют то, чего у меня нет, грустно так сетую: "Ну, нет у меня ананасов!":-)
Автор размышлизмов - Indiya

.................................................................

... В одном из многочисленных конструкторский бюро Москвы 80-х работает самая рядовая сотрудница - Надя Клюева. Неутомимая общественница, всем и каждому она друг, товарищ и брат. А почему не подруга?
Да просто не видят в ней окружающие мужчины - девушку, способную привлечь внимание. До тех пор, пока под руководством одноклассницы - яркой и харизматичной Сусанны - серая мышка Надя не преображается полностью. Метод аутотренинга сработает как нельзя эффективнее! Вот только принесет ли ей счастья вполне научная, но искусственно-фальшивая методика поиска спутника жизни ?

Когда исполнительница главной роли Ирина Муравьева прочитала этот сценарий, он показался ей мелким и несколько бредовым. Она тяготела к серьезным работам психологического плана, а тут какие-то конторские будни и метания перезрелой девицы в поисках жениха. Но удивительная штука: много лет спустя пересмотрев этот фильм - актриса не просто оценила его по достоинству, но и стала считать одной из самых любимых своих работ.
Удивительное дело, этот фильм обогнал в прокате много успешных картин тех лет, и даже "Любовь и голуби" Меньшова (что мне лично совсем уж непонятно). Так что же так влекло к нему зрителей?

Во-первых, имхо, свеженькая (по тем временам) методика устройства личной жизни. Аутотренинг, или как бы мы сказали сейчас - облегченный вариант нейро-лингвистического программирования - был тогда штукой новой, в него, откровенно говоря, верили. А уж фильм "Самая обаятельная..." можно вообще считать двухчасовым рекламным роликом в пользу этого метода.

Во-вторых, думаю, привлекал сам сценарий. Довольно смешно прописаны будни рядовой конторки, где есть в миниатюре все, чем славятся и большие учреждения: добрый, но глуповатый начальник, который идет на поводу у сотрудников (Лев Перфилов), тетя-профорг, что постоянно сует нос в чужие дела( Людмила Иванова), рядовой инженер, оживающий только в командировках, ибо дома у него "жена и две дочки" (Леонид Куравлев), местная красотка, регулярно выходящая замуж (Лариса Удовиченко), деревенский недотепа (Михаил Кокшенов) ну и общественница Надя, главная героиня этого фильма.

Кого-то мы забыли в этом списке... Ну, конечно: неприступного красавца Володю, говорящего на всех языках одновременно (на уровне "спасибо" и "привет") и каждый новый вечер проводящего с новой девушкой (Александр Абдулов). Именно его приносит Сусанна в "жертву" для устройства надиной личной жизни.

Как мы видим, второе плавно перетекает в третье: актерские работы - вот еще один конек этого фильма. Без сомнения, если грамотно прописанный сценарий воплощают на экране актеры такого уровня - успех гарантирован.
Нельзя не добавить к вышеперечисленному актерскому списку и Татьяну Васильеву (неутомимая Сусанна), Александра Ширвиндта (ее муж), Владимира Носика (партнер Нади по теннису).
Ну и Игоря Ясуловича в роли спекулянта. Помните:
" - Красавицы Кадиса замуж не хотят...
- Она что, с Урала?".
Кстати, забавная картинка той эпохи. В сцене, где Надя с Сусанной примеряют "фирменные шмотки" - в квартире спекулянта работает телевизор. На экране которого поет Аманда Лир. Точнее, открывает рот. Ибо звуки издает за нее Лариса Долина.
Так уж вышло: изображение западной поп-дивы достали, а со звуком - оказались проблемы. Вот и пришлось дорабатывать на местном материале: как известно, "голь на выдумки хитра" - такие были времена. Впрочем, Долина спела не хуже оригинала!

Итак, "три кита этого фильма" - новая методика, крепкий сценарий, актерские работы - помогали фильму долго держаться на плаву.
Помогают и сейчас. Хотя метод, так широко разрекламированный в фильме, кажется неимоверно смешным и наивным. Помните:
"Я - самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины оборачиваются мне вслед..." и так далее.

Личную жизнь по методикам этого фильма, конечно же, не устроишь. А вот хорошее настроение он гарантирует. И всегда приятно его пересмотреть.
Автор размышлизмов - Charty

Инфу собрал Владимир З
| 2018 |


Фан-ролики 80-х годов