По мотивам фильма режиссера Георгия Данелия 1975
Личное
"... Мне кто-то позвонил. Я думала, что это вы..." - этим заканчивается фильм.
Очень оптимистический финал. На самом деле все гораздо печальнее.
Финал - это валяющийся на больничной койке все еще молодой человек, сгорающий от белой горячки. В редкие моменты просветления пытающийся вызвать к памяти то редкое светлое, что было в его жизни. Но ничего нет - лишь вязкие слова. которые были лживыми, поступки - которые были предательство.
И нет ответа на вопрос - "Почему так случилось?". Ведь дело не в одном исключительном случае, имя которому - Афоня. Такой "философией", таким стилем жизни были поражены целые поколения, сгоревшие во лжи и водке.
Возможно вся трагедия связана с разрушением идеологии поиска высшего смысла существования, поменянного на жизнь в довольстве, тепле, возможности воровать помаленьку, делать гешефт на вранье помаленьку. Вот слабые и не выдерживали...
И тогда есть ответ на вопрос "Почему снят фильм о ничтожестве, не только сжигающего свою жизнь, но и отравляющего все вокруг?" Наверно потому, что это зеркало в которое глядится целое поколение, согласившихся променять напряг во имя великой цели на возможность "хорошо" пожить, не прилагая никаких усилий.
Но красотки - как из русских сказок - не становятся женами Афонь. Для этого мало быть "крокодилом Геной" (при этом "крокодильи" способности приобретены за счет других). Надо работать над собой, а не мечтать в постпохмельном состоянии...
Афоня
Сценарий: Александр Бородянский
Постановка: Георгий Данелия
Оператор: Сергей Вронский
Художник: Борис Немечек
Композитор: Моисей Вайнберг
Дирижёр: Эмин Хачатурян
Директор фильма: Галина Белинская |
Актеры:
Леонид Куравлёв — слесарь-сантехник Афанасий Николаевич Борщов («Афоня»)
Евгения Симонова — медсестра Катя Снегирёва
Евгений Леонов — штукатур Коля
Савелий Крамаров — тракторист Федька («Егоза»), друг детства Афони
Нина Маслова — Елена Орлова, женщина из 38-й квартиры
Борислав Брондуков — грузчик Федулов («Федул»), собутыльник Афони
Валентина Талызина — мастер «ЖЭКа» Людмила Ивановна Вострякова
Николай Парфёнов — председатель «месткома» Борис Петрович Фомин
Нина Русланова — подруга Афони Тамара
Готлиб Ронинсон — астроном («Архимед»), сотрудник «планетария»
Татьяна Распутина — Людмила, девушка с огромным бюстом на танцах
Виктор Крючков — Трофимыч, грузчик в магазине
Раиса Куркина — тётка Афони тётя Фрося
Николай Граббе — сосед Афони Владимир Николаевич, начальник ЖЭКа
Владимир Басов — сотрудник ЖЭКа Владимир Иванович
Татьяна Тетерина — Лещёва, телефонистка в деревне (озвучивает Наталья Гурзо)
Николай Гринько — дядя Егор Лещёв, почтальон |
.........................................................................................................................................................................
Отзывы
Владимир Гордеев: Комедия трагических мезальянсов
"Афоня" – превосходный фильм, который можно пересматривать снова и снова, и в котором находишь, в первую очередь, пресловутую "правду жизни", но в то же время экран заполоняет самая настоящая, непридуманная жизнь, имеющая мало общего с этим противным, искусственным фразеологизмом – "правдой жизни".
Фильм чудесен даже несмотря на явную жанровость и попытку морализаторствовать, учить, которая была обязательна для любого советского кинопродукта, но в данном случае эти попытки выглядят невероятно тактично, то есть, почти что незаметно, а потом и вовсе становятся неразличимы, поскольку сатира в фильме обозначена только "для порядку".
Однако несколько раздражает печальная интонация кинокартины, причем Данелия с завидным упорством и весьма виртуозно давит на эту педаль. Он вообще очень ловко управляется с жанром "трагикомедия". И он снял чрезвычайно честный фильм, хотя и достаточно провокационный.
Сантехник Афоня в исполнении Леонида Куравлева – живой, искренний, настоящий. Он такой, каким и полагается быть герою настоящего кинофильма (если, конечно, там нет более колоритного антагониста типа Джокера в "Темном рыцаре"). Афоня очень харизматичен. Он бухает, ходит по бабам, живет в свое удовольствие, но в целом – он отличный парень. Он не хватает с неба звёзд, да они ему и не нужны. Ему противопоставляются задроченные принципами практиканты с ПТУ, незамужняя, но очень правильная сорокалетняя баба-мастер, Михаил Светин, с заднего ряда выкрикивающий "надо Афоню уволить, потому что у меня сестра замужем за таким же мудаком как он, который пьет, бьет ее, все пропил, житья никакого нет!", другие правильные чуваки, дослужившиеся за счет "правильного поведения" до управляющих ЖЭК, то есть, на протяжении пятидесяти лет соблюдавшие формализм во всех аспектах личной и общественной жизни. Естественно, симпатии зрителя – на стороне Афони. Данелия без труда расставляет приоритеты, прекрасно понимая, как можно привлечь зрителя (поэтому-то фильм и является один из самых кассовых советских фильмов всех времен, а множество реплик стали "крылатыми").
Фишка же фильма в том, что Афоня, подобно многим людям (как тогда – в советские времена, так и сейчас – в нынешние, российские) интуитивно противодействует искусственно насаженным государственным стереотипам. Но в то же время он находится во власти других, не менее властных стереотипов. Он грезит былым. Он вспоминает детство, счастливое и безмятежное. Пасторальные образы купания коней, домик в деревне, где жил ребенком.
Режиссер Данелия со сценаристом Бородянским подготовили для Афони жестокий облом: герой фильма возвращается в деревню, но прошлого уже не вернуть. Интонация фильма начинает напоминать интонацию многих произведений хорошего, но унылого русского писателя Юрия Нагибина. Финал картины и вовсе депрессивен: отчаявшийся Афоня, который уже не имеет ничего общего с тем рубахой-парнем, которого мы видели поначалу, встречает на аэродроме Симонову – юную, наивную медсестру, по уши влюбленную в этого "гусара". Афоня видит в невинной девушке свое спасение, хотя у него с ней нет абсолютно ничего общего, и доселе он, именно по этой причине, всячески отваживал ее от себя. Но теперь он хватается за нее как за спасительную соломинку. Он надеется, что что-то изменится.
Однако любому ясно: всё будет только хуже. Их ждут сплошные разочарования, особенно – её. Всё будет просто ужасно.
.............................................................................................................................................................................
... Всегда веселый, или... навеселе (что впрочем для него одно и то же!). А в глазах - грустинка.
Да, бросьте, о чем Афоне грустить?
Жизнь удалась, и все в ней "чики-пуки". Сантехник ЖЭКа - не последний человек. А очень даже необходимый народу. Особенно, если у этого народа - огромная нужда в дефицитных финских мойках.
Ну или просто нужда... а унитаз засорился! Как тут без Афони?!
Вот и выходит - что никак. Идут "ценному работничку" навстречу. Квартиру в новом доме дали - не каждому так повезет. Женским вниманием избалован. Друзей опять же - полон двор. Только и слышно: "Афоня, рупь гони!".
И чего, казалось бы печалиться? А ведь муторно ему как-то. И даже не пьется порой!
... На главную роль в этом фильме Георгий Данелия пробовал и других претендентов. Но Леонид Куравлев так хотел сыграть ее, что похудел ради Афони на десять килограммов, и отказался от других предложений. И роль досталась ему. А разве могло бы быть иначе?
Ведь что такое Афоня без знаменитого куравлевского обаяния?
Просто алкаш, который держит в сантехническом повиновении весь двор.
Который ради лишнего трояка-пятерки может и на хищение пойти. Которому наплевать на своих сотоварищей по работе и на своих учеников.
Который может публично оскорбить женщину, что вдвое старше его. Который много лет собирается поехать в родную деревню к своей тетке, заменившей ему мать - и даже не знает, что ее давно уже нет на свете.
Который, наконец, может безбожно врать влюбленной в него девчонке, а потом по пьяни затащить ее в постель.
Ох, уж эта постель! В те времена (так называемая) "постельная сцена" Куравлева и Евгении Симоновой - вызвала бурю негодования и зрителей, и даже профессиональных критиков. Все дружно кричали: ЗАЧЕМ?
Зачем авторы подложили в кровать к немолодому уже алкашу эту чистую невинную Катю? Она что, должна себя в жертву принести? Не слишком ли большая честь для такого мерзавца? И не слишком ли большая награда для такого подлеца?
Но подлец ли он? Большой вопрос. В трактовке Куравлева - скорее НЕТ, чем да. Скорее, просто заблудшая душа. А Катя - эдакий ангел-хранитель, что послан этой самой душе на спасение.
Как и загадочный персонаж Николай, который совершенно случайно возникает в жизни Афони.
(Впрочем, герой Куравлева из того типа людей, у которых ВСЁ происходит случайно: с утра не знаешь, куда вечером занесет. С кем напьешься, и с кем соответственно проснешься).
Этот занудный штукатур Николай из всех персонажей фильма выглядит наиболее бледно. Хотя и играет его блистательный Евгений Леонов, но что он может сделать, если роль так скучно выписана?!
Уж слишком этот Коля ... правильный. Поэтому ему и не доверяешь!
Авторы нам как бы предлагают посмотреть - на кого Афоне надо бы равняться. Но как-то не хочется, чтобы герой утерял пусть отрицательное, но-таки обаяние - и стал таким вот скучным Колей.
Но еще меньше хочется, чтобы сравнялся Афоня с алкашом Федулом. Помните, тем самым: "Афоня, рупь гони!".
В общем, не оставляет зрителя беспокойство за судьбу героя. Первый признак того, что задело нас за живое. А значит и впрямь, бесспорно талантлив фильм.
Ну еще бы! Ведь эта работа Данелии. К тому же заслуженно получившая свое огромное количество наград. И даже, между прочим, ... японских.
Да, фильм демонстрировался и в Японии. И самое смешное, что ряд моментов в нем остался японцам совершенно непонятным.
ПЕРВОЕ. Как может самый ничтожный сантехник быть "королем и богом" в подведомственном ему районе? На него что начальства нет? И вообще - управы?
Но, главное, - ВТОРОЕ. Как может герой быть положительным и отрицательным ОДНОВРЕМЕННО?
Разумеется, японцам, с их четко разграниченной черно-белой системой театральных масок (злодей так злодей, добряк так добряк) эдакие нюансы человеческого характера - ну совершенно непонятны. Био-роботы, одним словом - что с них взять!
А вот русскому человеку Афоня понятен и близок. Не всегда приятен, да - приходится признать. Зато СВОЙ. Этим и ценен...
........................................................................................................................................................................
... Кинолента "Афоня" 1976 года очередная отличная картина от Мосфильма. Советская режиссура не может огорчать своими нестареющими шедеврами, исключая всякую унылость или фальшь актерской игры. Зрителям приходится все чаще прибегать к просмотру именно таких фильмов, дабы хоть как-то избавиться от неприятного осадка штампованых и очень неудачных новинок, которые выпускаются, как из пулемета.
Я не скажу, что данный фильм идеален по всем статьям, но именно такая история вызывает интерес - судьба обычного человека, у которого в жизни цели нет, желания вставать каждый день нет, но рассказ на этом не заканчивая, подогревая зрительскую симпатию жизненной и очень смешной картинкой. Афоня, он же главный герой, просто живет изо дня в день, ни хлопот, ни забот - это именно та проблема общества, которая существует и по сей день, поэтому актуальность данного фильма не спадает вот уже много лет. Я есть, значит я существую...
Очень понравилось тут музыкальное сопровождение, необычный юмор и просто прекрасная актерская игра. Леонид Куравлев и Евгений Леонов, актеры с бессмертными именами. Смотреть за их работой очень приятно, где явно отображается подход к своему образу и придавая своему персонажу душевности с мягкой иронией. Не думаю, что кто-то будет безразличным к такому раскладу на экране.
И хотя смотрел это фильм давно, но помню его целиком до корки. Это пренебрежение и самодовольство общества с пустыми глазами и помощью ярко свидетельствуют, что так будет всегда. Каждый тянет соломинку на себя и будет помогать другому настолько, насколько это будет полезно ему самому. Конечно, так ярко сюжет этого не представляет, но намеки очевидны. Я думаю, не стоит даже говорить, что такое кино должен увидеть каждый, кто его не видел. Поэтому однозначный вердикт - фильм великих людей с неугасаемой и неизменной правдой жизни. Полтора часа не так уж много для отличного времяпрепровождения, где просто погружаешься в раздумия.
"Пессимист будто бы ходит в очках ночного видения, лишь он хорошо видит и понимает то, что таиться во мраке реальности, в этой глубокой, глубокой, глубокой тьме людского, загубленого мира." (Мусин Алмат Жумабекович)
majestikmolsent
Инфу собрал Владимир З
| 2017|