Главная
- Семидесятые года (фан-ролики)

"Кража"

Съемочная группа

Авторы сценария: Алексей Нагорный и Гелий Рябов

Режиссёр-постановщик: Александр Гордон
Оператор-постановщик: Дмитрий Моторный
Художник-постановщик: Виталий Гладников

Композитор: Николай Сидельников
Текст песен: Булата Окуджавы

Государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр: Эмин Хачатурян

Молдова-фильм 1970

В фильме снимались:

Олег Борисов — Георгий Кузьмич Арефьев, следователь
Эдуард Марцевич — Алексей Буров, сотрудник музея
Татьяна Надеждина — Ольга, жена Бурова
Ирина Азер — Наташа, любовница Бурова
Наталья Величко — Нина, сотрудница музея
Николай Бурляев — Николай Андреевич Ребров, сотрудник музея
Андрей Попов — Александр Николаевич, скульптор
Владимир Наумов — Николай Николаевич Абалин, полковник милиции, заместитель начальника управления
Владлен Паулус — Сергей Иванович Дербенцев, капитан милиции
Борис Голдаев — «Хозяин», «Битник»
Юрий Горобец — Дмитрий Петрович Макаров, сообщник «Хозяина»

Между реальностью и вымыслом
(поток сознания на около киношном форуме)

... Если кто не знает (в силу молодости или ещё по какой-то причине) - Олег Борисов был КРАЙНЕ разборчив при выборе ролей. И роль Орефьева ему нравилась. Кстати - чёрные очки как деталь образа Орефьева придумал сам Борисов.

... Чрезмерно шерифисто-несоветский облик у следователя в исполнении Борисова и откровенно карикатурный у персонажа Голдаева. К слову, его более поздний людоед Панайотов из РР - намного более удачно раскрытый образ.
Cцена со стрельбой по тарелочкам и одновременным обсуждением плана оперативно-следственных мероприятий: смех в зале, не иначе. Зачем авторы из кожи лезли вон, чтобы придать работникам советских следственных органов этакий налёт буржуазности? Явно перестарались с реализацией установки сверху по воплощению на экране служителей закона нового типа.

... Полковник Борисова не скучен, и уж вялым его назвать сложно) Конечно, он не смеется фирменным смехом актера и не блестит глазами, глаза надежно спрятаны за очками) Но в энергетике ему отказать трудно, он довольно жестковат, в ответ на горячую реплику Бурляева слышим спокойное: "Фамилия?" Почти как сержант ыДомешек. И, конечно, он вдумчивее и человечнее улыбающегося героя Наумова. Полковник Орефьев просто "отдельный", как и сам Олег Иванович. Но отдельный Человек с большой буквы.

... Считаю, что подбор актеров высоко профессиональный, - нет ни одного лица, которое не было бы к месту и на своем месте. И музыка. Интересно, что в фильме в качестве актера играет режиссер Наумов. Бурляев как хорош в той роли, которая у него. Также Ирэн Азер - с одной стороны что-то неземное, с другой - сумрачный взгляд в тени ресниц, закрытость, тайна. Конечно, Олег Борисов совершенен в образе.

... Мне тоже поначалу не хватало глаз, потом привыкла. Этакая беспристрастность. Зачем? Загадка авторов.

... Фильм резко диссонирует с юбилейным настроем 1970 года. Я тогда служил в армии, и хорошо помню счастливые лица сержантов, старшин и офицеров нашей образцовой в/ч, награждённых медалью к столетию Ильича («За доблестный труд. За воинскую доблесть»).
После дембеля возвращаюсь домой, включаю телевизор…

А там полковник угрозыска (О. Борисов) спокойно устраивает непутёвой девчонке (И. Азер) хороший квалифицированный аборт. Ну и ну…
P.S. Кстати, данная медицинская услуга стоила тогда в Москве 10, я не оговорился, десять рублей.
А у московских коллекционеров было несколько нелегальных точек общения и обмена. Одна из них – на Ленинских (Воробьёвых) горах, под гостиничным комплексом «Орлёнок».

... Многие мэтры "столичной фабрикации" были непрочь под(за)работать в провинциальнх студийках.
Писали среднеазиатам сценарии Кончаловский с Михалковым (:)), Герман, снимались Бондарчук, Стржельчик, Калягин, Банионис и так далее. Порой что-то местно-местечковое и проскакивало ("Седьмая пуля", "Транссибирский экспресс"), а порой - только заглавный титр.
В "Краже" и вовсе - Одесса, до которой из Кишинёва - чуть более часа езды на чём угодно.
Молдавского и вправду - ничего.
Были и обратные случае - Эдьдор Уразба(или О?) ев, Булат Шамшиев, Расим Оджагов, да тот же Жалакявичус - им было тесновато в своих студийках (отделю разве, что Киев и Питер. Отчасти - Минск).
Собственно, тем советский кинематограф и был ценен. Доказывай свою состоятельность - и столица от тебя не убежит.
"Кража" взяла многим. ДАТОЙ СОЗДАНИЯ прежде всего.
НА дворе ВЕЛИКОЕ СТОЛЕТИЕ, а нам показали, извиняюсь, почти полулегальные... ПРИТОНЫ. Со всем содержимым, включая ТЕКСТЫ (а они гораздо важнее голых ножек).
- "Ну, и о чем с тобой беседовали граждане в мышиных пальто"?
- "У-у-у... Я нищ. У него три Лувра и две Третьяковки!"
Ну, прочее в том же, вееесьма несоветском духе.

... Многие советские фильмы по идеологическим причинам морально устарели для современного зрителя, но здесь поднимается актуальная тема коллекционирования произведений искусства.
Считаю, что коллекционеры - рабы своего увлечения и при отсутствии моральных принципов они способны на преступления.

... Как и все провинциальные киностудии, Молдова - фильм была убыточной, на бюджетном финансировании Госкино СССР. Выделяемые средства надо было освоить, то есть снять в отчётном году запланированное количество фильмов. Если это своими силами не получалось (а так чаще всего и было), то студия лихорадочно привлекала варягов из других киностудий и театров, главным образом из московских и ленинградских, рассчитывая на окупаемость в прокате. Привлекали варягов большими гонорарами. И так возникали "молдавские" фильмы, фактически снятые другими студиями. Например, так был снят неплохой фильм "Обвиняются в убийстве". Молдавского в нём только название киностудии.

С распадом СССР вся эта система рухнула и молдавского кино уже давно нет.
Кстати, если я не ошибаюсь, фильм "Кража" в прокате провалился.

... Скульптор Попов, лохматый, с пронзительными светлыми глазами, "ко мне натурщицы голые ходят", заслуживает отдельной темы. Как и его взаимоотношения с Ниной. Дербенцев говорит Орефьеву: "она же заявление в ЗАГС ему передала у крематория", - я под стол свалилась)
Георгий Кузьмич... Я не знаю, кто придумал эту фишку с очками, Гордон, сценарист или сам О.И., но это что-то.

Помните допрос Реброва, когда тот все валит на Бурова, Орефьев его спрашивает: у вас все? А Ребров ему нагловато: а у вас?
Как посмотрел на него Орефьев! Ну где, в каких институтах так учат играть? И почему не играют так сейчас!? Вопрос риторический.

... Фильм снят А. Гордоном, тогда был штатным режиссером киностудии молдова-фильм. А где ему было актеров брать в Молдавии. Тогда было не более трех драматических театров. По этой причине все маленькие русскоязычные студии Кишинева, Минска, Свердловска, Ялты и Одессы брали актеров из Москвы и Ленинграда. И только потому, что эти актеры были на виду и самолеты туда чаще летали.
Фильм несет приметы своего времени, женщины с прическами "шиньон", рестораны с живыми оркестрами, тихая размеренная музыка 1960-х годов. Всё ушло в пучину времени.

... Молдова-фильма, очевидно, потому, что на этой союзной киностудии имелись плановые возможности, а на центральных всё было "забито". Никакого отношения ни географически, ни сюжетно, ни этнически к Молдавии события картины не имеют.

Качественный советский детектив, достаточно закрученный, с уклоном в психологизм, без чернухи и мордобоя. По другому, быть не могло, сценаристы, авторы "Рожденной революцией" - владеют предметом. Отмечаю профессиональный разговор сотрудников милиции. "Будем выходить с арестом" - например.

Что нетипично для детектива тех лет - коснулись проблемных вопросов, заглядывая в будущее. Это разговор героя О. Борисова с героем В. Наумова о профессиональной преступности, о моральной стороне способов изобличения преступника.
Курят в фильме действительно много, просто в то время из этой проблемы не делали вселенской.

... Добавлю, что музей снимали в Новодевичьем монастыре. Промелькнул и Андроников. И большой храм Сергия Радонежского, что рядом с Андрониковым.

Не сказал бы, что персонажи Борисова и Паулуса какие-то неестественно лощёные.
Борисов - следователь новой формации, талантливый. Паулус - простоватый, цепкий профессионал. Одеты они вполне ординарно, по зарплате.
Вот генерал меня не убедил. Слишком моложавый, не верится, что он командует такими зубрами, как Наумов и Борисов.

... Сильные линии фильма - работа Борисова и Паулуса и семейная жизнь героя Марцевича - супруга, любовница. Всё прописано и сыграно очень хорошо. Хорошо и работы Величко, Бурляева, Попова.

Вот образ Голдаева-Битника прописан неубедительно. Чтобы скрывать такую двойную жизнь - надо быть гением. А эта гениальность не раскрыта. И что Наташа всех знает в музее, а Голдаева не узнаёт - очень странно.

С Горобцом всё логичнее. Думаю, свою отсидку он каким-то образом сумел скрыть. Иначе бы действительно и в Лондон не пустили, и следили бы за каждым шагом.

... Атмосфера времени в фильма передана хорошо. Нет ни лакировки, ни чернушества. Хороший фильм! Из советских детективов выше я бы поставил "Дело номер 306", "Возвращение святого Луки" и "Два билета...". Это не считая жанра "про разведчиков".

Инфу собрал Владимир З
| 2021 |


Главная
- Фан-ролики 70-х годов