Главная
- Семидесятые года (фан-ролики)

Фан-ролик

"По семейным обстоятельствам"

Съемочная группа

Режиссёр
Алексей Коренев

Автор
сценария
Валентин Азерников

Оператор
Анатолий Мукасей

Композитор
Эдуард Колмановский

Мосфильм 1970
Творческое объединение «Луч»

В фильме снимались:

Галина Польских — Галина Аркадьевна
Марина Дюжева — Лида, дочь Галины Аркадьевны, жена Игоря
Евгений Стеблов — Игорь, зять Галины Аркадьевны, муж Лиды
Евгения Ханаева — Изольда Тихоновна, мать Николая
Евгений Евстигнеев — Николай Павлович, муж Галины Аркадьевны
Владимир Басов — Эдуард Бубукин, маклер
Ролан Быков — логопед
Анатолий Папанов — няня для Леночки
Бухути Закариадзе — Рожден
Людмила Зайцева — «обменщица» с больным мужем
Нина Дорошина — оперная певица и актриса театра и кино, которая «немножечко вяжет» и временно на пенсии
Лев Дуров — дедушка на лестнице
Юрий Кузьменков — Митюхин, водопроводчик
Николай Парфёнов — Трошкин
Нина Агапова — Парикмахер Зинуля

Как создавался фильм

Фильм снят по пьесе Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам», которую он написал для Театра имени Моссовета в 1975 году. В спектакле «Возможны варианты» главные роли играли Ия Саввина, Лариса Наумкина, Анатолий Адоскин и Евгений Стеблов. Через два года к Азерникову обратились с киностудии «Мосфильм» с просьбой написать сценарий, так как спектакль шел с огромным успехом уже не только в Москве, но и в других городах. Интересно, что вышедший фильм помог сценаристу получить квартиру! Чиновников поразило, что у автора замечательной истории о квартирном обмене нет собственного жилья, и ему выписали ордер.

За режиссёрское кресло боролись многие, но победил снявший «Большую перемену» Алексей Коренев. На роль Лиды пробовалась дочь режиссёра, актриса Елена Коренева, но Марина Дюжева смотрелась более непосредственно и органично. Роль Галины Аркадьевны хотела сыграть Людмила Касаткина, а о роли логопеда мечтал Савелий Крамаров, но были утверждены Галина Польских и Ролан Быков. На роль Игоря пробовались Станислав Садальский, Владимир Носик и Виктор Проскурин, но был утвержден Евгений Стеблов, который играл эту роль в театре. С театральной сцены на съемочную площадку перешел и Николай Парфёнов, который в спектакле играл риэлтора-шпиона, а в фильме стал заместителем Галины Аркадьевны.

Марина Дюжева первое время очень расстраивалась, что все ассоциируют ее только с этим фильмом, но потом поняла, что это счастье — сыграть такую роль, которую помнят десятилетиями! Актриса рассказывала, что с годами у неё самой поменялось восприятие героинь: «Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Через 20 лет будем переживать за героиню Ханаевой…»

Пациенткой логопеда стала внучка актрисы Зои Васильковой. Режиссёру срочно надо было найти девочку, чтобы успеть снять сцену с Роланом Быковым, а тут очень кстати актриса привела на «Мосфильм» четырехлетнюю Катю. На съемки девочка пришла с вместительной сумкой, куда планировала складывать гонорар… Эта роль стала для нее первой и единственной работой в кино, так как родители были против актерской карьеры. Екатерина окончила филфак и работает в туристическом бизнесе.

Евгений Евстигнеев уже был занят в нескольких проектах и сниматься не хотел. Но прочитав сценарий и увидев любовную линию двух немолодых людей, понял, что это ему интересно. Режиссёр очень обрадовался согласию и специально для актёра слегка поменял сценарий, чтобы у него было побольше сцен. Например, к пьющему водопроводчику должен был приходить герой Евгения Стеблова, но эпизод отдали Евгению Евстигнееву.

Ролан Быков поставил условие — его должны отснять за один день, так как он занят в другом фильме. Короткий эпизод снять еле успели, потому что от смеха никто не мог работать, когда Быков с каменным лицом ставил диагноз: «У вашей фефочки проблемы с фикцией» и приглашал приезжать к нему на «улицу Койкого». Особенно тяжело было Евгению Евстигнееву, который каждый раз сползал на пол от хохота. Невероятным усилием актер делал серьезное лицо, но при первых же словах Быкова, у него выступали слезы от сдерживаемого смеха. В результате так и сняли… Кстати, чиновники не очень активно, но все-таки требовали вырезать логопеда из фильма, потому что в его дикции усмотрели насмешку над Леонидом Брежневым.

.... Фильм «По семейным обстоятельствам» стал для Азерникова первым опытом работы в качестве сценариста. Режиссером ленты стал Алексей Коренев, оператором — Анатолий Мукасей. Оба кинематографиста уже давно и хорошо были знакомы друг с другом: они принимали участие в создании комедий Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и «Дайте жалобную книгу», вместе трудились над принесшим им широкую известность мини- сериалом «Большая перемена»
Проверенная литературная основа фильма, великолепный актерский состав, опытная съемочная группа, а также запоминающиеся музыкальные номера, написанные композитором Эдуардом Колмановским, — слагающие успеха, благодаря которым лента «По семейным обстоятельствам» много лет пользуется неослабевающим зрительским интересом и любовью.

— Честно говоря, не ожидал, что эта работа станет столь популярной. Относился к ней, как к хорошему ширпотребу, не более, — делился позднее своими мыслями по поводу успеха картины Евгений Стеблов.
— А взрослые люди говорят, что они выросли на этом фильме, цитируют фразы моего персонажа, которые сам-то я уж давно забыл. Сказал перед камерой и забыл.
А зрители помнят, смотрят по нескольку раз, оттого что прониклись симпатией. Странная это вещь — зрительская любовь. Непредсказуемая. Его партнерша по съемочной площадке Марина Дюжева призналась, что со временем ее отношение к героям картины существенно изменились

— Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне своей героини.
Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Подрастают наши дочери, которые сейчас переживают за мою героиню. Через 20–30 лет они будут переживать за героиню Польских. А мы в это время будем переживать за героиню Ханаевой. И так будет всё время.

Евгений Стеблов вошел в актерский ансамбль фильма, так как он играл Игоря в премьерном спектакле Театра имени Моссовета по пьесе «Возможны варианты». Сохранилась также запись радиопостановки с участием актера, сделанная в 1976 году. Когда в первой серии Игорь убаюкивает маленькую Леночку, он напевает песню Александра Вертинского «Доченьки».

Роль подросшей Леночки сыграла Катя Василькова — внучка актрисы Зои Васильковой. В эпизодической роли молодой няни снялась Наталья Мартинсон, дочь знаменитого Сергея Мартинсона.

Инфу собрал Владимир З
| 2018 |


Главная
- Фан-ролики 70-х годов