По мотивам фильма режиссера Ильи Авербаха 1979 года
Личное
Весьма необычная, грустная история. Невероятное кино воплощение Андрея Миронова.
Жаль, что для усиления и обострения эмоций южный экзотический городок в кино-истории превратили в захолустное непривлекательное для жизни место.
Съемочная группа
Сценарий и постановка — Ильи Авербаха
Главный оператор — Дмитрий Долинин
Главный художник — Владимир Светозаров
Композитор — Альфред Шнитке |
Актеры:
Марина Неёлова — Александра, учительница музыки
Андрей Миронов — Фарятьев Павел Павлович, зубной врач
Зинаида Шарко — Мать Александры и Любы
Лилия Гриценко — Тётя Фарятьева
Екатерина Дурова — Люба, сестра Александры |
.........................................................................................................................................................................
Отзывы (с околокиношного форума)
... Как-то так получилось, что этот фильм прошёл мимо меня и я случайно узнала о его существовании и решила посмотреть. Позвольте мне высказать мои впечатления от фильма. Я ознакомилась с комментариями и вижу, что здесь есть отзывы весьма компетентных кинолюбителей и профессионалов в других областях, я же просто рядовой кинозритель и выскажу то, что увидела в фильме я.
Для меня почти все произведения искусства разделяются на два вида - светлые и тёмные. Проходит время, забывается почти всё - сюжет, герои, идеи, и остаётся только то впечатление, которое у меня сложилось при прочтении или просмотре - светлое, лёгкое или же тёмное, угнетающее. Этот фильм не вызвал у меня каких-то радостных чувств и мыслей, напротив, я досмотрела его с чувством полного дискомфорта и безнадёжности.
Сразу хочу отметить, что игра актёров просто завораживает, и это заставляет не отрываясь досмотреть фильм до конца. Все без исключения актёры играют просто на пределе своих возможностей. Я уверена, что фильм обязан своим успехом именно великолепной игре настоящих Мастеров, и я благодарна им за полученное эстетическое наслаждение. Ну, а общее впечатление от сюжета, идейной наполненности фильма почти никакое.
Из героев фильма мне показались очень реальными и симпатичными только представители старшего поколения - мама и тётя. В них я уловила некую цельность, безграничную доброту, порядочность, любовь к своим детям и стремление понять их и помочь.
Младшее поколение не то, чтоб герои отрицательные, но просто какие-то они все незрелые что ли, нереальные, не совсем нормальные. Были тут мнения, что надо обладать особым складом мышления, чтоб понять, о чём фильм. Я бы сказала, что надо обладать особым складом мышления, чтоб восхищаться неудачником Фарятьевым и его фантазиями, страдающей любовной зависимостью Шурой или чрезмерно интеллектуально развитой школьницей Любой, хотя именно она, несмотря на её подростковый максимализм, поначалу казалась мне наиболее здравомыслящей изо всех.
В общем, фильм ни о чём, какие-то несуразные идеи, какие-то немыслимые действия, и проходящая через весь фильм тотальная усталость. Разбитые дороги, облупленные домишки неухоженного захолустного городка, будь то Феодосия или Очаков, только усиливают чувство безысходности.
Зависимость - это пристрастие человека к чему-либо или кому-либо помимо воли самого человека, независимо от него. Например, при алкогольной или наркотической зависимости люди понимают, насколько пагубно их пристрастие, но они не в силах преодолеть его самостоятельно. В случае Александры мы имеем именно это - зависимость.
В разговоре с Павлом она упоминает, насколько утомили её эти отношения, как ей неловко от окружающих, как она пытается покончить с ними, но не может. Здесь ниже было обсуждение того, кто такой этот Бедхудов, женат он или разведён, депутат или деятель искусства, всё это не столь важно, но все понимают, что у этих отношений нет будущего, что они не принесли настоящего счастья Александре, поэтому маму так радует появление Павла в жизни дочери.
Ну, и эта сцена прихода Бедхудова, кстати, блестяще сыграна Неёловой - нервное возбуждение, неосознанные действия, несвязная речь, отрицание всего, что было сказано ранее - типичное поведение зависимого человека. Согласитесь, что любовь - это нечто другое, любовь придаёт человеку внутреннее спокойствие и уверенность в себе, она окрыляет человека и облагораживает его.
Leena
... Я вырос на фильмах и ролях-фейерверках (как тут называют) Андрея Миронова, и бесконечно люблю его и его роли, но только после просмотра фильма "Фантазии Фарятьева" уже в зрелом возрасте я открыл для себя совершенно нового Андрея Миронова, увидев всю глубину и многогранность его таланта. В этом и заключается гениальность актера, что сумел воплотить в кино два разных, абсолютно противоположных образа: искрометного хозяина жизни, человека-оркестра О. Бендера и маленького, незаметного в бушующем водовороте жизни человечка, в чем-то жалкого, но такого доброго и безобидного - П. Фарятьева.
Что касается самого фильма, то снять в пределах пространства маленькой комнаты две серии полнометражного фильма, который западет в душу на всю оставшуюся жизнь... Пожалуй, это под силу только великим мастерам, в этом и заключается волшебная сила искусства (без миллионных бюджетов, современных спецэффектов, 3D технологий и прочей лабуды).
А "Фантазии Фарятьева" без лишнего пафоса считаю недооцененным бриллиантом отечественного кинематографа. Один из любимых.
... Лично мне, например, дорог этот фильм как произведение, которое несет в себе определенную художественную ценность. Если отодвинуть сюжет на второй план, и пускай он незамысловатый (с этим проблем при желании не бывает, можно накрутить-навертеть так, что черт ногу сломит, в современном кино этого хватает)... Вообщем, если в двух словах, там где вы видите минусы этого фильма, лично для меня это его достоинства (игра главного героя, "депрессивность" музыки, сценарий и пр.). Каждый кадр, мимика, взгляд, эмоции, работа камеры, виды за окном заставляют ловить себя на извечном утверждении Станиславского "Верю!".
Согласен, роль Фарятьева мог прекрасно сыграть, к примеру, Юрий Богатырев, Андрей Мягков или Иннокентий Смоктуновский, стоит лишь вспомнить его "обаятельного олуха" Ю. Деточкина, но его бы мы уж точно воспринимали во многом именно как Деточкина и ловили бы себя на мысли, что где-то уже это было. Повторюсь, для меня ценность этого фильма заключается в том числе и в гениальной работе А. Миронова. Ведь тот же Эльдар Рязанов не взял Миронова на роль Лукашина в "Иронии судьбы..." по причине природного мужского обояния, которое невозможно скрыть от зрителя и перед которым не могло устоять огромное количество женщин, но как показал фильм И. Авербаха, мэтр был не прав.
Не соглашусь, что такая роль легко далась бы любому талантливому актеру (а их, к нашему счастью, было в то время немало), например, при всем моем уважении к Андрею Мягкову, его Новосельцев из "Служебного романа" для меня не так убедителен... Но все мы разные и каждый по своему воспринимает этот мир и переубеждать в чем-то кого-то - дело неблагодарное и бесполезное, остается только возможность делиться своей точкой зрения при этом уважая мнение других)
Аристарх
... Фарятьев нелеп, временами карикатурен. Может быть. Вероятно, для Александры он нелеп. Она этого и не скрывает. Что отталкивает ее от него? Только то, что она безнадежно обожает человека, не замечающего ее. Фарятьев - зеркало, в котором она видит себя.
Александра живет химерами, как и Фарятьев. Химеры Александры обусловлены всем чем угодно, но только не романтичностью ее недоброй натуры. А Фарятьев романтик ("заря догорала" - секундная и часовая стрелки фарятьевского хронометра, по которому он исчисляет время последней встречи с Александрой).
Но вы пишете о перегибах в актерской игре. Поскольку мне Фарятьев симпатичен именно своей инаковостью, его карикатурные черты и нелепость я воспринимаю как нестандартные особенности его личности. Он необычен. Зациклен на своих навязчивых идеях. Но он правдоподобен как любой другой чудак ("Нянька, я сделался чудаком" - Астров; чем сумасшедшие идеи врача Астрова отличаются от таких же идей врача Фарятьева? Решительно ничем. У обоих (по меньшей мере) вселенский масштаб реформ, подготовляемых для блага человечества). Я думаю, что Миронов как раз и сыграл чудака. Не переигрывал, а жил в образе чудака.
В своей реальной жизни Миронов был чем-то похож на Фарятьева. Своей неустроенностью, тотальной зависимостью от мамы, подчиненной ролью инфантильного мужчины, не способного к самостоятельности.
Особенно заметно это стало к концу его короткой жизни. В грустных эстрадных номерах он - вылитый Фарятьев (например, в юмореске "Андрей, не помню ваше отчество, Миронов...")
Larisssa
Инфу собрал Владимир З
| 2018 |