По мотивам двухсерийного приключенческого фильма 1971 года режиссёра Владимира Бычкова.
Детективный сюжет, с поисками пропавших сокровищь царского сановника, разворачивается во времена гражданской войны в России.
"Достояние республики" 1971
Сценаристы: Исай Кузнецов, Авенир Зак
Режиссёр: Владимир Бычков
Операторы: Борис Монастырский, Юрий Малиновский, Александр Филатов
Художник: Николай Емельянов, Дмитрий Богородский
Композитор: Евгений Крылатов
Текст песен: Белла Ахмадулина, Юрий Энтин
Звукорежиссёр: Владимир Приленский
Художник-мультипликатор: Юрий Норштейн
Песни в исполнении Андрея Миронова.
Актеры:
Олег Табаков — Макар Овчинников
Андрей Миронов — Шиловский, он же Маркиз
Витя Галкин — беспризорник Кешка
Евгений Евстигнеев — Карл Генрихович Витоль
Спартак Мишулин — Илья Спиридонович Тараканов
Михаил Екатерининский — директор музея
Ольга Жизнева — княгиня Тихвинская
Людмила Крылова — воспитательница Анюта (Анна Спиридоновна)
Юрий Толубеев — криминалист Прокофий Филиппович Доброво
Галина Инютина — жена Доброво
Сергей Плотников — матрос Петровых
Николай Сергеев — Данила Косой
Игорь Кваша — атаман Лагутин
Владимир Грамматиков — фокусник
Пётр Меркурьев — фотограф
Рогволд Суховерко — уполномоченный Кочин
Георгий Штиль — грабитель
Георгий Милляр — пожилой железнодорожник/голос попугая (произнесение фраз)
Личное
Слишком детское кино. Сюжет перегружен событиями в которых хромает логика и отсутствует правда исторической эпохи. Там мало что от двадцатых годов. Все герои живут, как в футляре, внутри своих миров. И если пересекаются с опонентами, то почему-то кажется, что это случайно. Отсутствует идеология связывающая разрозненные истории в единую картинку жизни распадающейся российской империи.
Каждый из главных героев - "свободный художник" Маркиз, "работник угро" Макар, "домоуправитель" Тараканов, атаман Лагутин - хорош каждый сам по себе. Актеры великолепны.
Гибель Маркиза совсем не гармонирует с легковесностью эпизодов противостояния антагонистов.
Умение Маркиза быстро стрелять
и метко попадать никак не реализовано в последнем его выстреле - у него в барабане револьвера было семь патронов, но он почему-то, растреляв атамана, жертвенно подставил себя под пули. Вместо того, чтобы стрелять и стрелять подтверждая свою крутость героя, предпочитавшего погибнуть в схватке.
Шаблонные разговоры Макара о своей "миссии" и "слезоточивые откровения" Маркиза не добавляют харизмы героям.
Герой Спартака Мишулина весьма колоритен фактурно, но качественных монологов у него нет. Хотя его фирменный смешок перед растрелом подельника весьма колоритно окрашивает характер героя.
Из запоминающихся фраз лучшие сказаны "атаманом Лагутиным":
- "Нет высшего наслаждения для интелегентного человека, чем уничтожить мировой шедевр"
- "Вам хочется жить - а вы не будете, а мне не хочется - а я буду..."
Автор этих строк ко времени выхода картины на экраны страны уже вырос и некоторая водевильность сюжета не впечатлила его. Пересмотрев фильм через сорок пять лет после создания, испытал разочарование - картонный сюжет, неглубокие утрированные характеры. Хаос в монтаже, аллогичность в поступках героев. При том что потенциал хорошего кино был.
;
Размышлизмы (Владимир Плотников (Самара) Да, уж! «Достояние республики» навел «марафет» в разделе обсуждений "Кино-Театр.ру".
Страсти в клочья. Репы в параллелепипед… Можно вообразить, что интернационалист Макар по новой схлестнулся с космополитом Маркизом, атаман Лагутин поупражнялся с живыми мишенями, а Тараканов почистил старенький обрез.
И это здорово! Достояние оно такое! Тем более – Республики. Сейчас даже термин гордый появился: «Достояние республики» или там «Национальное достояние». Но не следует забывать: с этого кино оное и пошло. Этот детский двухсерийный боевичок и стал самым настоящим «достоянием», но не одной, а 15-ти республик - всесоюзным достоянием высшей пробы.
Ну, а если подключиться к разбору пост-полетов, то я бы начал с самого незамутненного, незаёмного, искреннего, чистого и честного - первых своих впечатлений-1972, покамест не обремененных последующей эрудицией.
…А был рядовой 10-копеечный сеанс в маленький кинотеатр «Луч», не обещавший никаких сенсаций. Шел туда с долевым скепсисом (мол, что еще за громкая вывеска?!). А спустя пару часов еще, минимум, трижды на ура "штурмовал" кассу, покоренный раз и навсегда.
Если честно, в 1972-м и близко не ведал, что Табаков через 4 года сыграет "голубого воришку". Мне Олег Павлович именно ТУТ страшно понравился. Похоже, я и выделил Табакова с этой картины, одновременно с Мироновым (и нешуточно болел за обоих). Так и шли оба некое время на общую букву "м" - Макар и Маркиз, он же Мирон. Потом уже состоялась более отчетливая идентификация. И уже не Маркизу, а Миронову рукоплескал в свежих премьерах ("Итальянцы в России", "Соломенная шляпка", плюс узнавание по новой в "Бриллиантовой руке"). А с Олегом Табаковым осмысленно и целенаправленно штудировал интервью в "Пионерской правде" (1974 или 1975), где искренне переживал и недоумевал, как же это такой сильный драчун в 40 лет инфаркт перенес?!
Тогда же (для вящего поклонения закрепительно) смотрел\слушал его дивный моно-спектакль «Конек-Горбунок». А вот «Испытательный срок» был назначен много-много спустя.
…Таким образом, наблюдая драку Маркиза и Макара, я буквально разрывался, точь-в-точь как буриданов осел. Ну, оба, понимаете, оба жутко импонировали неискушенной и верной ребяческой душе!
Однако (и это приходится признать честно), у героя Миронова был не только более выигрышный материал и более благодарная аудитория, но и значительно «ширше» простор для коллекционирования конкретно мальчишеских симпатий. А это, следует признать, именно долговременный капитальный вклад, приносящий «дивиденды» в виде новых поколений симпатизантов.
Да вы сами прикиньте. Маркиз - романтический человек мира, не приколотый ни к партии, ни к месту работы (в ЧК, не бранное тогда, кстати, слово, а даже наоборот), да и классовыми рамками не ограниченный. В этом его «обаятельное отличие» от более скованного идейными и моральными принципами (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПАЛЛИАТИВЫ сути не меняют!) Макара. Уверен, такие плюсы\минусы надлежит учитывать обязательно, хотя бы объективности ради, тем более, когда сравниваешь актеров с разными по выгоде и импозантности стартовыми площадками для лепки образа.
А вот, когда все это взвесишь, то и поймешь (я тут сугубо про себя): омакаренный Табаков просто красавец! На таких дровишках Такой пожарище затеял: «Горим, братцы, горим»! Ведь это уже фольклор!
Ну, а зайдя в такие дебри, не замахнуться ли нам, братцы, на нашего, э, Евгения, значится, Евстигнеева?! Да, если уж взялись анализировать, то давайте и гениального Евстигнеева не обходить. Или кто-то вспомнил, что он тут ведь тоже сыграл? Я вот вспомнил и, если без экивоков, да: просто сыграл. Просто. Сыграл. И ничего постыдного. Коль не дали человеку поля для разгона, и Гений по полной не развернулся. Все это я к тому, что Табаков, имея хорошее поле (но не в пример Мироновскому), сделал, что мог и как мог и сделал Классно!
Далее, Мишулин в своих черных очечках выглядит колоритно. Абсолютно иной тип после Саида: бездушный, сухой, мертвяк.
А тот же Штиль (придурочный грабитель) в хрестоматию, можно сказать, с ходулями влетел: глава «Мастер эпизода».
Теперь Кваша. Этот господин врезался в память опять же с «ДР», персонально - с атамана Лагутина - и очень ярко, не буду лукавить. Даже, если он клонировал потом что-то похоже, то это – потом. А именно здесь, в «ДР», он отменно отобразил зверя лютого в манишках аристократа.
Для примера факт: к той поре был уже мною виденный Маркс ("Год как жизнь", где Энгельсом, кстати, Маркиз-Миронов). Таки там ни первого, ни второго, как актера, не выцелил, не офамилил. Притом что, не хухры-мухры, а Классики! Шутка ли? Зато из как бы детского «ДР» и мерзавца Лагутина, и блефмейкера Маркиза вынес и понес, и несу!
Квашу, правда, по младости какое-то время путал с другими исполнителями, скажем, с Бабятинским из «Портрета Дориана Грея» (который тоже обожал, покуда не сняли с экрана).
Разумеется, впечатлил Толбузин (залетный кинорежиссер) и, особенно, Толубеев. Его царский (и царственный) криминалист Доброво сразу отложился, как столп культуры, такта и ума.
А от Милляра вполне хватило его уникального\гениального визга: «Ящики, ящики, ящики», плюс озвучки попугая: «Тараканову ура». Это тоже навсегда! Как и крылатовский «Шпаги звон» с «Не знаю я, известно ль вам»…
Шли годы, я взрослел, и многие старые фильмы незаметненько так оказывались в «корзине» моего «рабочего стола».
В отличие от многих, «ДР» метелка не коснулась ни разу.
И вот еще что, в 1978 году наткнулся на толстый альманах «Мир приключений» (указанный Борисом Неждановым). А в нем волшебный заголовок крохотной повести - первоисточника. Надо было видеть, с каким воодушевлением вгрызался в начало. А дальнейший эффект – ноль. Даже близко не цапануло...
Это ли не классический образец превращения заурядной прозы в кино-шедевр и, как теперь говорят, хит, только не сезона, а Жизни?
Одно жалко: не каждому поколению выпало такое «Достояние республики». И наше заслоняют. Невесть чем…