Главная
- Семидесятые года (фан-ролики)

Фан-ролик

"Осенний марафон "

Создатели фильма

Олег Басилашвили — Андрей Павлович Бузыкин
Наталья Гундарева — Нина Евлампиевна, жена Бузыкина
Марина Неёлова — Алла Михайловна Ермакова, любовница Бузыкина
Евгений Леонов — Василий Игнатьевич Харитонов, сосед Бузыкина
Норберт Кухинке — Билл Хансен, профессор из Дании
Николай Крючков — дядя Коля, сосед Аллы по коммунальной квартире
Галина Волчек — Варвара Никитична, коллега Бузыкина
Ольга Богданова — Лена, дочь Бузыкиных
Дмитрий Матвеев — Виктор, зять Бузыкиных
Владимир Грамматиков — Евгений Пташук, друг Аллы

Актеры:
Режиссёр: Георгий Данелия
Сценарий: Александр Володин
Оператор: Сергей Вронский
Художники: Леван Шенгелия, Элеонора Немечек
Композитор: Андрей Петров
Дирижёр: Сергей Скрипка
Второй режиссёр: Юрий Кушнерёв
Звукооператор: Александр Погосян
Монтажёр: Татьяна Егорычева
Музыкальный редактор: Раиса Лукина
Директор картины: Виталий Кривонощенко

.........................................................................................................................................................................

Создание фильма

В конце 1970-х Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Он позвонил Георгию Данелии, который был тогда худруком объединения комедийных и музыкальных фильмов, и сказал, что ему кажется, что это комедия и объединению сценарий может быть интересен. Данелия отдал сценарий молодым режиссёрам Юрию Кушнерёву и Василию Харченко. Однако Александру Калягину, который, по задумке Володина, должен был исполнять главную роль, не понравилось, что фильм будут снимать неопытные режиссёры. Тогда Данелия предложил снять фильм Павлу Арсенову. Арсенов с радостью согласился и пообещал приступить к съёмкам фильма после того, как закончит работу над своим фильмом.

Вскоре Володин и Калягин встретили Арсенова в ресторане Дома кино; они проговорили около часа, но Арсенов ни слова не сказал о «Горестной жизни плута». Калягин решил, что раз Арсенова новый сценарий совершенно не волнует, будет лучше найти другого режиссёра. А через неделю Володин пришёл к Данелии и объявил о своём решении сделать из сценария пьесу и отдать в театр. «Зачем? — возмутился Данелия, — По этому сценарию можно снять отличный фильм!» В ответ на это Володин предложил Данелии снять фильм самому. Данелия ответил, что это не его материал; о Володине ходили слухи, что он не позволяет корректировать свои сценарии, и Данелия опасался с ним работать. Однако Володин оказался гораздо покладистей, и они с Данелией принялись за работу.

Подбор актёрского состава
После корректировки сценария Г. Данелии стало ясно, что Калягин не подходит на роль Бузыкина. Володин не стал возражать: «теперь это твой фильм, — сказал он, — тебе и решать». Сообщить Калягину эту новость поручили Юрию Кушнерёву, что он охотно сделал, ведь это из-за Калягина он стал не режиссёром-постановщиком фильма, а всего лишь вторым режиссёром.

Нужно было искать другого актёра. Ассистент по актёрам, Елена Судакова, предложила кандидатуру Олега Басилашвили. Но Данелия отказался его снимать. «Я его в театре тогда не видел, — сказал он позднее, — а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин». На роль Бузыкина пробовалась, по выражению Данелии, «вся актёрская сборная Советского Союза» — Леонид Куравлёв, Николай Губенко, Станислав Любшин и другие. Но после каждой пробы Данелия говорил: «Хорошо. Но — не то».

А Судакова вновь предлагала Басилашвили, но режиссёр упорно отказывался. В конце концов Елена сама вызвала Басилашвили из Ленинграда. Его появление на «Мосфильме» было для Данелии неожиданностью, но ему ничего не оставалось делать, кроме как согласиться провести пробы вечером того дня. Судакова предложила Данелии подбросить Басилашвили до Покровских ворот, что он и сделал. Высадив Басилашвили и проехав 50 метров, он посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что Басилашвили совершенно преобразился: «Смотрю, совсем другой человек стал, — вспоминал он позже. — Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд — и тут же назад. Так это же Бузыкин!» После этого он позвонил Судаковой и сообщил, что берёт Басилашвили без проб. Оказалось, что это была её задумка: она знала, что Данелия посмотрит в зеркало заднего вида и подговорила Басилашвили сыграть Бузыкина.

Замысел снять Марину Неёлову у Георгия Данелии появился задолго до начала работы над «Осенним марафоном». Впервые он увидел её в курсовой работе своего ученика по режиссёрским курсам, где она играла работницу метро. Тогда он подумал: «Надо обязательно снять эту девочку». Приступив к «Осеннему марафону», Данелия поручил Судаковой найти эту актрису, что она и сделала.

С ролью Варвары проблем не было: Данелия сразу утвердил на неё Галину Волчек, с которой он познакомился ещё в детстве. Также сразу было решено, что в фильме сыграет Евгений Леонов. Но первоначально для него была уготована роль соседа Аллы (впоследствии эта роль досталась Николаю Крючкову). На том, чтобы дать ему более заметную роль, настояла Судакова, за что ей Данелия очень благодарен (впрочем, как и за Басилашвили в роли Бузыкина).

Последним вакантным местом в актёрском составе стала роль профессора Хансена. Юрий Кушнерёв предложил на неё своего знакомого, журналиста из ФРГ Норберта Кухинке. Данелия попросил Кушнерёва сделать так, чтобы он мог посмотреть на Кухинке, не знакомясь с ним. Кушнерёв назначил Норберту встречу у проходной «Мосфильма».

Данелия, увидев Кухинке, понял, что он идеально подходит на эту роль. Но сам к нему тогда не подошёл: чтобы пригласить на съёмки гражданина западного государства, требовалось получить разрешение вышестоящих органов. Чтобы получить его, создатели фильма обратились в иностранный отдел Госкино. Оттуда их перенаправили в МИД, из МИДа — в КГБ, из КГБ — в Управление по обслуживанию дипкорпуса, а оттуда — снова в Госкино. Тогда Михаил Шкаликов, начальник иностранного отдела Госкино и знакомый Данелии, посоветовал ему не спрашивать ни у кого разрешения — его никто не даст, потому что никто не хочет брать на себя ответственность. Так Данелия и поступил.

После этого он обратился к самому Кухинке, но тот сам отказался сниматься — он был занят работой, да и опыта съёмок у него не было. Но режиссёру удалось уговорить его, пообещав, что съёмки займут всего 10 дней (в итоге они растянулись на месяц). Но затем возникли новые проблемы — фактом задействования в фильме западногерманца возмутилось руководство ГДР. Чтобы не ущемлять ничьих интересов, было решено сделать Хансена не немецким, а датским профессором.

Название
Первоначально сценарист фильма Александр Володин назвал свой киносценарий «Горестная жизнь плута». Однако это название не соответствует сути фильма: оно характеризует Бузыкина только лишь отрицательно, в то время как его образ гораздо сложнее. Позднее авторами было придумано другое название, более нейтральное и соответствующее смыслу картины — «Осенний марафон». Прилагательное «осенний» использовано потому, что главному герою уже 46 лет, а существительное «марафон» — потому что, несмотря на это, он всё «бежит», не находит времени остановиться и «оглядеться».

Сдача фильма
Данелия боялся, что начальство забракует финал фильма: ему казалось, что чиновники Госкино обвинят его в том, будто герои бегут в Швецию. Когда фильм был готов, и Данелия сдавал его начальнику Мосфильма Николаю Сизову, тот сказал: «Неплохо. Надо подумать о финале», однако Сизову не понравилось другое: он считал, что в конце фильма Бузыкин должен окончательно вернуться к жене. Данелия категорически отказался.

В Госкино сделали несколько незначительных замечаний, но про финал ничего не сказали. На следующий день Данелии позвонил Сизов и сообщил, что в Госкино забыли указать, что финал нужно исправить: либо Бузыкин должен вернуться к жене, либо должен быть примерно наказан. Данелия ответил, что единственное, что он может сделать, — удлинить сцену крупного плана Бузыкина в финале. Однако позже выяснилось, что и это невозможно, поскольку записей фрагмента больше не осталось. Данелии пришлось везти фильм в Госкино без изменений. Когда просмотр фильма закончился, замминистра культуры (который пришёл к концу фильма) спросил: «Ты крупный план удлинил?». «Удлинил!» — сказал Данелия. «Намного лучше стало» — ответил замминистра.

Параллели с реальными событиями
Известно, что автор сценария Александр Володин положил в основу сюжета свою собственную жизненную ситуацию. В сходных ситуациях оказывались многие другие создатели фильма: Георгий Данелия (тогда он развёлся со своей второй женой, Любовью Соколовой), Наталья Гундарева (её второй муж, Виктор Корешков, влюбился в певицу Валентину Игнатьеву), Галина Волчек (она побывала в положении и жены Бузыкина, и любовницы — в частности, известно, что ей изменял её первый муж, Евгений Евстигнеев)[5]. Только исполнитель роли самого Бузыкина, Олег Басилашвили, не мог понять сути фильма. Но спустя несколько лет, встретив Данелию, он сказал ему «Да, теперь я знаю, о чём мы сняли кино…»

В таких ситуациях оказывались и другие люди, в том числе некоторые знакомые мужчины Данелии. Неудивительно, что после премьеры они заподозрили, что он списал сюжет с них. Кроме того, в кинематографической среде обратили внимание на то, что имя и отчество Бузыкина совпадают с именем и отчеством композитора фильма Андрея Петрова, а инициалы жены Бузыкина — с инициалами жены Петрова, Натальи Ефимовны, которую, как и первую, часто звали «эн-е». Однако Петров утверждает, что любовницы по имени Аллочка у него не было.

Фильм вызвал критику многих женщин. Одних не устраивало то, что Бузыкин не вернулся окончательно к жене, других — что не ушёл к любовнице. Это объяснялось тем, что эти женщины сами оказывались на месте соответственно жены или любовницы. В частности, на просмотре фильма на фестивале в Сан-Себастьяне присутствовала отечественная переводчица, которая 3 года была влюблена в женатого мужчину, а он никак не решался уйти от жены. Под конец фильма, когда стало ясно, что Бузыкин не уйдёт от жены, она крикнула Данелии: «Вы подлец, Георгий Николаевич» — и выбежала из зала.

ОТЗЫВЫ

... Дождливым майским вечером довелось мне пересмотреть старый советский фильм замечательного кинорежиссёра Георгия Данелия "Осенний марафон".

Фильм вышел на экраны в 1979 году, и я помню, как в далёком детстве мы с подружками восхищались героиней Марины Неёловой и смеялись над персонажем Евгения Леонова. Но, видимо, надо набраться кое-какого жизненного опыта, чтобы почувствовать глубину этого фильма и получить истинное удовольствие от его просмотра.

Главный герой картины - переводчик и преподаватель Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) - мягкий и безотказный человек, оказавшийся центром любовного треугольника. Его жена Нина (Наталья Гундарева) догадывается о походах благоверного "налево", но держится с достоинством. Любовница - очаровательная машинистка Алла (Марина Неёлова) наивна, как все любовницы, полагая, что однажды её возлюбленный будет принадлежать только ей.

Немного жаль молодую и влюблённую Аллу, но ещё больше сочувствуешь Нине, вынужденной мириться с нелепым враньём супруга и остро переживающей своё одиночество. Его женщины ждут от него поступка, неопределённость надоела им обеим. Но герой сам настолько запутался в своих чувствах, что, похоже, не в силах остановить этот бег по кругу.

Мне очень нравится в этом фильме Галина Волчек, сыгравшая коллегу Бузыкина Варвару. Роль не главная, но колоритная) Фильм создан в советское время, и сейчас картины советского быта тех лет и виды осеннего Ленинграда смотрятся с интересом и ностальгией.

В фильме звучит трогательная мелодия композитора Андрея Петрова, а также есть прекрасная комедийная сюжетная линия, воплощённая неподражаемым Евгением Леоновым.

Но комедии Данелия - это не те комедии, после которых болит от смеха живот. Это лирические комедии, которые оставляют щемящее и тёплое чувство в душе. Эти фильмы не надо смотреть часто. Но время от времени к ним нужно возвращаться обязательно!

... И осень вроде еще не наступила, но мы продолжаем куда-то бежать непонятно зачем. Этот марафон продолжается всю жизнь, стук копытами по мостовой, по нашей, по чужой, по соседской. Стоит только оглянуться, чтобы хоть краем глаза узреть проделанный путь, бац! и ты затылком впечатался в придорожный столб. Больно, когда оторвало голову, но зато звучит прекрасная музыка.

"Осенний марафон" для меня фильм метафизический. Из всего, что здесь показал Данелия, я могу похвастаться только тем, что, подобно герою Евгения Леонова, сидел также на кухне в разношерстной компании. Как и все. Но такое понятие как "длительный брак" прошло мимо меня. Наверное, с течением такого времени, у мужчины появляется некая отчаянная решимость, он способен жить с одной, а бегать к другой, но мне все эти телодвижения кажутся лишними. Ну, время типа было другое, а оно всегда одинаковое, ну, к разводам относились в советские годы по-другому, да плевать на них на всех, ну, карьера требует определенной жены, какая глупость все это вообще.

Свой особый жанр Данелия сам назвал "лирической комедией", но, по мне, так здесь довольно злобная сатира. Абсолютно все герои очаровательны в своем несовершенстве и раздражают своей советской посредственностью. Фильм получился на века, потому что никуда не денутся карьеристы-тихушники (Басилашвили здесь просто бесит), кутающиеся в шаль девушки, меланхолически ожидающие у окна своего возлюбленного веками (от Нееловой тоже хочется бежать подальше), даже Леонов убивает своей простоватой алкоголичностью, а героиня Волчек дополняет картину своей какой-то обреченной унылостью. Иностранец, в качестве альтернативы, сравнения образа жизни, мышления, здесь тоже преподнесен гениально.

В общем, фильм неоднозначный и сделала его в очередной раз музыка. Практически все наши режиссеры начинались с сотрудничества с композиторами. Насколько я могу судить, это именно советский способ производства и он был очень надежен по тем временам. Но, не было великой песни - не было великого фильма. Георгия Данелию я люблю. Наверное, больше, чем других наших режиссеров. Он никогда не преподносил ничего однозначного. В те годы это было трудно.

Инфу собрал Владимир З
| 2019 |


Главная
- Фан-ролики 70-х годов