По мотивам фильма режиссера Александра Файнциммера 1978 года создания.
Съемочная группа
Сценарий: Николая Леонова
Постановка: Александра Файнциммера
Операторы-постановщики: Сергей Вронский, Всеволод Симаков
Художник-постановщик: Вадим Кислых
Композитор: Андрей Эшпай
Звукооператор: Марк Бронштейн
Дирижёр: Эмин Хачатурян
Режиссёр: Ю. Кобрин
Монтажёр: И. Брожовская
Художник по костюмам: Н. Крючкова
Художник-гримёр: А. Тетюркин
Оператор: Н. Яблоновский
Комбинированные съёмки:
оператор — Г. Айзенберг
художник — Ю. Чекмарёв
Ассистенты:
режиссёра — А. Лебедь, Г. Попова
оператора — А. Хрусталёв
Мастер по свету: М. Дубровский
Редактор: Н. Быстрова
Музыкальный редактор: А. Лаписов
Консультанты: генерал-майор милиции Д. Афанасьев, подполковник милиции В. Тихоненко
Директор картины: Валентин Маслов.
В фильме снимались:
Геннадий Корольков — Климов Василий Васильевич, начальник милиции
Тамара Сёмина — Ирина Васильевна Холмина, хозяйка трактира
Константин Григорьев — «Серый», Игорь Рыбин, главарь банды
Лев Прыгунов — «Француз», Михаил Лавров, бывший прапорщик
Николай Ерёменко — «Цыган»-«Мишель», князь Михаил Николаевич Рюмин, бывший прапорщик
Виктор Перевалов — Николай Панин, половой «Рыжий» (чекист)
Александр Галибин — «Пашка-Америка», Павел Иванович Антонов, вор-щипач
В ролях:
Марина Дюжева — Алёнка, подруга Павла
Лариса Ерёмина — Варвара Сергеевна, певица
Глеб Стриженов — Гремин Владимир Сергеевич, музыкант в трактире, дворянин, бывший штабс-капитан
Юрий Назаров — Иван Шлёнов
Юрий Волков — Александр Петрович Калугин, старый милиционер
Игорь Васильев — Сергей Николаевич Зайцев, следователь
Алексей Панькин — «Свисток»
Юрий Потёмкин — «Хват»
Анатолий Ведёнкин — Витун, милиционер
Владимир Дружников — Волохов Пётр Петрович
Владимир Приходько — Митрич, бандит-трактирщик
Виктор Косых — Лёнька, бандит
Между реальностью и вымыслом
Евгений Нефёдов
Трактир на Пятницкой / Traktir na Pyatnitskoy (1978) Франт и бездельник?
Александру Файнциммеру, появившемуся на свет в начале века (в январе революционного 1906-го), были, что называется, и карты в руки: он именно в разгар Новой экономической политики начинал творческую деятельность, набираясь опыта в качестве ассистента у таких мастеров, как Всеволод Пудовкин и Юлий Райзман. Повышенное внимание к деталям быта, любовное (иначе не скажешь!) воспроизведение на экране атмосферы эпохи, реконструкция нравов представителей разных социальных слоёв – всё это поневоле заставляло усмотреть попытку формирования «ретро по-советски».
Память о разрухе ещё сильна, но на смену пришли сравнительно благополучные времена со своими запросами, с модой на «элементы сладкой жизни»1, с блатной романтикой. Другое дело, что, скажем, Гремин, дворянин и бывший штабс-капитан, вынужден зарабатывать на пропитание музыкантом в трактире, изливая тоску в душераздирающих песнях, а карманник-виртуоз «Пашка-Америка» служит примером для подражания окрестным беспризорникам.
Это – жалкая тень заокеанского феномена «просперити», зато впереди граждан Советского Союза ждёт не Великая депрессия, а построение нового, справедливого общества (на что содержится прозрачный намёк в заключительных кадрах), хотя индустриализация, коллективизация и подготовка к отражению иноземной агрессии, конечно, не обойдутся без трудностей и лишений.
… или притворяется?
Впрочем, основная заслуга режиссёра, а особенно – писателя и сценариста Николая Леонова заключается даже не в стилизаторских изысках. «Трактир на Пятницкой», снискавший завидный зрительский успех (место среди лидеров сезона с посещаемостью 54,1 млн. человек), подсказал интересное направление поисков творцам отечественных детективов.
И в блестящем мини-сериале «Место встречи изменить нельзя» /1979/, и в ряде жанровых образчиков на современном материале (правда, здесь «Прощальная гастроль «Артиста» /1980/ того же Файнциммера видится не самой удачной) черты социального киноромана будут иметь не менее важное – и всё возрастающее – значение, чем интрига как таковая.
Грубо говоря, недостаточно того, что сомнения относительно личности внедрённого агента остаются вплоть до развязки: у обоих Михаилов за плечами служба царю и Отечеству, но первый – щёголь, спекулянт и кокаинист, а второй, смелый и принципиальный, старается держать марку русского офицера.
Авторы очень тонко проводят сопоставление (точнее, косвенное противопоставление) двух бывших друзей, один из которых перешёл на сторону большевиков, сохранив тем самым верность Родине, другой – продолжает пылать гневом. «Ненавижу грядущего хама», «по всему Садовому кольцу на каждом фонарном столбе» и т.д. – хорошенькое наследие гражданской войны!..
Правда, и таких советская власть обещает (устами следователя Зайцева) сначала попытаться перевоспитать.
Read more: http://allofcinema.com/traktir-na-pyatnitskoy-traktir-na-pyatnitskoy-1978/#ixzz5Z81DpgF5