По мотивам фильма режиссера Анатолия Бобровского 1970 года создания.
Съемочная группа
Авторы сценария:
Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский
Режиссёр: Анатолий Бобровский
Оператор: Роман Веселер
Художники: Семён Валюшок, Саид Меняльщиков
Композитор: Исаак Шварц
Звукорежиссёр: Василий Костельцев
Монтажёр: Галина Спирина
Мосфильм 1970
Фильмы трилогии
|
В фильме снимались:
Всеволод Санаев — Иван Сергеевич Зорин, полковник милиции
Владислав Дворжецкий — Михаил Иванович Карабанов, он же Шубин, он же «Граф», вор
Олег Басилашвили — Юрий Константинович Лоскутов, инженер, спекулянт антиквариатом
Екатерина Васильева — Полина Рачкова, работник антикварного магазина
Валерий Рыжаков — Сергей Рязанцев, «Червонец»
Наталья Рычагова — Зоя Михайловна, девушка Рязанцева
Владимир Смирнов — Иевлев, капитан милиции
Валерий Беляков — Алексей Платонович Куликов, художник
Паул Буткевич — Кейт, иностранец, контрабандист
Дмитрий Масанов — Аристарх Феофанович Каравашкин
Раиса Куркина — экскурсовод музея
Николай Парфёнов — Матвей Захарович, слесарь
Валентина Березуцкая — Мария Филипповна, жена слесаря
Валентин Кулик — шофёр, помощник «Графа»
Николай Сергеев — музейный хранитель
|
Между реальностью и вымыслом (по следам нашумевшего похищения)
В 1970 году в СССР был снят фильм «Возвращение „Святого Луки“». Этот детектив был посвящён краже и успешному расследованию этого преступления. Однако его сценарий практически не основывался на реальных событиях. Титр «основано на реальных событиях» в фильме отсутствовал, и лента была воспринята публикой как художественное произведение, основанное на вымысле[7].
«В действительности, конечно же, широкая общественность пребывала в полном неведении относительно кражи. Тем не менее, правду нельзя было скрыть, поэтому понадобился ещё один механизм. История фильма „Похищение Святого Луки“ соблюдает классический механизм сокрытия истины путём выставления её на самом видном месте, — процедура, воплощенная в рассказе Эдгара По „Украденное письмо“. Так же, как лучший способ скрыть украденное письмо — это повесить его на стену, лучший способ скрыть скандальную кражу — это снять про неё художественный фильм без упоминания, что он основан на реальных событиях. Фильм должен был фикционализировать реальную историю и таким образом представить её недостоверной»[7].
История, изложенная в фильме, являлась не правдивой, а правдоподобной.
« …именно правдоподобная. Реальная история была одновременно и проще, и запутанней. Совпадают только два факта — «Святого Луку» действительно украли из Пушкинского музея. А потом портрет действительно был найден и возвращен в музей. »
Согласно фильму, вор был опытным уголовником, которого нанял подпольный советский антиквар, в свою очередь, получивший заказ от западного арт-дилера в Москве. Антиквар дает ему карту музея. Полковник Зорин раскрывает преступление, изучив подпольный художественный мир в Москве. В реальности, хотя подпольный рынок искусства был основательно перетряхнут, результата это не принесло.
Заслуга в раскрытии преступления принадлежит не КГБ, а милиции. Последнее «передёргивание» находится в русле восхваления советской милиции в кинематографе, производимого под покровительством министра внутренних дел Щёлокова. Щёлоков сам показал Брежневу фильм перед премьерой в его личной резиденции в Завидове[16].
Фильм |
Реальность |
- Кражу совершил беглый вор-рецидивист
- Картину украли в ночное время
- Картину нашли благодаря скрупулёзной работе органов
- Преступника арестовала милиция
- Все заканчивается на морском теплоходе
- Заказчик был наказан
|
- Кражу совершил сотрудник музея
- Картину украли в санитарный день
- Картину нашли благодаря случайности
- Преступника арестовал КГБ
- Все заканчивается на Остоженке
- Предполагаемый заказчик получил справку из Института психиатрии и остался на свободе
|
« Милицейский детектив получился захватывающим, но сильно искажающим реальность — «ненужные» факты и ошибки государства скрыты, порок наказан, добродетель торжествует, КГБ не упомянуто. »
Реализация этого фильма привела к далеко идущим последствиям для советского кинематографа и, в частности, для советского детективного жанра. Тема кражи произведений искусства, которая ранее отсутствовала в советской массовой культуре, была легитимизирована в качестве полноправной составляющей жанра.
В фильме «роль» украденной картины исполняет копия, написанная сотрудником одесского музея Олегом Соколовым
Отзывы (с околокиношного форума)
... Будучи поклонницей детективного жанра в литературе и кино, я часто возвращаюсь к незыблемым качественным советским детективам, где великолепно выписаны характеры героев, а в кино - мастерски воплощены настоящими актёрами.
"Возвращение Святого Луки" как раз один из лучших подобных примеров. Снял его замечательный режиссер Анатолий Бобровский. Это первый фидьм из трилогии о полковнике Зорине. Позже снимут "Чёрный принц" и "Версию полковника Зорина".
Есть у Анатолия Бобровского еще один очень запоминающийся иронический детектив "Не будите спящую собаку". Это более поздний фильм, 1991-го года, но очень классный! Просто виртуозный сюжет про аферистов! С комедийным акцентом, интересными поворотами. ПосмотрИте, не пожалеете!
В "Святом Луке" Анатолий Бобровский традиционно собрал потрясающий актерский ансамбль! Какие фамилии! Санаев, Дворжецкий, совсем еще мало тогда известный Басилашвили...
Всеволод Санаев... это глыба нашего кинематографа! Много у него замечательных незабываемых ролей! Но вот более всего вспоминается его Федос Ходас из "Белых рос"! Кстати, у этого фильма совсем недавно появилось продолжение!
Безусловно в "Луке..." первая скрипка и великолепная игра Владислава Дворжецкого. Это уже был узнаваемый и любимый актер! Какая потрясающая харизма! Вспомнить только его гениальную игру в фильме "Бег" - Судьбы русских офицеров в талантливейшем исполнении лучших актеров советского кино!
Казалось бы, в данном фильме Владислав Дворжецкий играет вора-рецидивиста. Ну чего тут такого изображать?! А ведь получился многогранный яркий образ! Вор Карабанов не простой бродяга жизни. Именно поэтому полковнику милиции Зорину предстоит сложнейший поединок.
Любителям детективов рекомендую этот старый фильм, а поклонникам старой актерской школы - окунуться в исторические времена, когда фильмы снимались на совесть, а актеры... были актерами!
Sweet22
... Многие думают, что старые советские фильмы (кроме, может быть, комедий Гайдая) смотрят только люди старше сорока. Это не так. Я смотрю, многие мои знакомые смотрят и хорошо знают.
Хочу порекомендовать тем, кто еще не видел, кинотрилогию о полковнике Зорине, и особенно ее первый фильм - "Возвращение "Святого Луки"(1970), тем более что он основан на реальных событиях.
Полковник Зорин (Всеволод Санаев) - это советский комиссар Мегрэ, мудрый сыщик с огромным профессиональным и жизненным опытом. Ему противостоят спекулянт иконами и антиквариатом инженер Лоскутов (Олег Басилашвили) и похитивший картину по его наводке из музея матерый и безжалостный преступник Карабанов (Владислав Дворжецкий). Не буду пересказывать всего содержания фильма, но хочу сказать, что в нем есть все, что должно быть в хорошем детективном, да и просто в хорошем кино: великолепная актерская игра, детективная интрига, напряженная психилогическая дуэль между сыщиком и преступником, хорошая доля юмора ("Смотри, я тебе не муж, обманывать не позволю"; или эпизод в музее, когда дородная тетенька-вахтерша пытается соврать Зорину, что преступник "мимо нее прошмыгнул").
Ну, а если посмотрите первый фильм, то есть смысл посмотреть и два его продолжения: "Черный принц" - о похищении уникального драгоценного камня, и "Версия полковника Зорина".
Фраза, прозвучавшая почти в самом финале "Черного принца" из уст Зорина, стала в 70-е годы почти что культовой: "Встань, Хряк!"
В "Версии полковника Зорина" таких перлов нет, а лично мне он понравился не только из-за сюжета, но и потому, что в нем есть куча деталей быта того времени. Ну, людям старшего поколения не надо объяснять, что за песня такая "Из полей доносится:"Налей!" или почему во всех магазинах часовой обеденный перерыв...
Polin27
Инфу собрал Владимир З
| 2017|