По мотивам фильма режиссера Евгения Шерстобитова 1965 года создания.
В свое время фильм весьма сильно повлиял на сознание Автора. Он был ровесником детских героев фильма и невольно все приключения примерял на себя. Атмосфера южного моря, где "необычностью" пропитан воздух, море, скалы. Где самые простые происшествия несут в себе авантюризм, загадку.
Все это не может не привлекать. И сколько потом не проговаривать что сценарий простоват, что таких "шпионских" историй не бывает...
Не имеет все это никакого значения когда жажда подвига, приключений для мальчишки превыше всего. И это вот воплотилось в такой феерической истории.
Очень понравился Генадий Юхтин. Не совершая никаких особых действий, только взгядом, "коварной" улыбкой создает образ такого привлекательного, но опасного Врага.
Съемочная группа
Автор сценария: Евгений Шерстобитов
Режиссёр-постановщик: Евгений Шерстобитов
Оператор-постановщик: Дмитрий Вакулюк
Оператор: Николай Журавлёв
Художник-постановщик: Алексей Бобровников
Режиссёр: Валентин Конарский
Композитор: Азон Фаттах
Текст песни: Вадим Семернин
Звукооператор: Натан Трахтенберг |
В ролях
Саша Барсов — Ромка Марченко
Татьяна Клюева — Оксана
Рафик Сабиров — Володя (в титрах Рафек Сабиров)
Володя Бедункевич — Тимка
Олег Быков — Захар
Александр Харитонов — Лёшка
Геннадий Юхтин — связник иностранной разведки
Владимир Кисленко — Лёва
Лев Перфилов — лохматый, уголовник Александр
Гай — Егор Андреевич, режиссёр снимающейся картины
|
ОТЗЫВЫ
В кино Евгений Фирсович Шерстобитов пришёл в 60-е годы, когда героико-патриотическая тема в искусстве была основной. Она стала главной для всего творчества Шерстобитова.
Первый фильм «Юнга со шхуны «Колумб»» (1963) сразу завоевал зрительские симпатии. Успех закрепили «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964) и «Акваланги на дне» (1965). В них определилось творческое кредо молодого режиссёра – рассказывать о подлинном патриотизме и романтике героического подвига, утверждать веру в непременную победу добра над злом.
В период с 1960-х по 1980-е годы влияние кинопримера вряд ли можно переоценить. Острота сюжетов, исключительные обстоятельства, в которых оказываются герои: моряки, пограничники, разведчики, и их юные помощники – ребята, осознанно помогающие взрослым, обуславливали зрительский успех и воспитательное значение его фильмов.
Фильм 'Акваланги на дне' снят по одноимённой повести режиссёра. Евгений Фирсович как-то сказал: 'Я сам вырос на захватывающих военно-революционных картинах «Чапаев», «Гуля Королёва», «Белеет парус одинокий», воодушевлялся ими.
В молодости я перечитал всего Аркадия Гайдара, считая его выдающейся личностью'. И в повести, и в фильме легко угадываются 'гайдаровские мотивы' - искреннее желание ребят оказывать взрослым посильную помощь. И не просто взрослым, а - пограничникам. На этом стремлении ребят быть полезными 'в настоящем деле' построен весь сюжет.
Отличие 'взрослых' шпионских фильмов от 'детских' заключается в самой структуре такого фильма. Режиссёр не пытается удивить зрителя 'шпионскими фенечками', потому что здесь иная задача: показать жизнь подростков 'как есть': пляж, купание, домашние заботы, встреча с хулиганами.
Героико-патриотическая тема сама по себе подразумевает введение в сюжет элементов, которые выглядят малоправдоподобно. Но именно в этом и заключается притягательная сила приключенческих лент!
Важной особенностью характера режиссёра Шерстобитова являлись его смелость, умение рисковать, нарушать каноны жанра. Например, в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» впервые в революционно-приключенческом жанре были использованы комедийные ситуации при сохранении строгого гайдаровского стиля.
В 'Аквалангах на дне' тоже есть оригинальные и даже отчасти необычные моменты, которые делают ленту ещё интереснее. Разумеется, прожитые картиной 52 года экранной жизни, влияют на оценку сегодняшнего зрителя. И это правильно, однако нужно помнить, что старое кино требует понимания и взвешенности в вопросах внутренней глубины сюжета.
Приключения приключениями, но в советском детском кино всегда на первом месте стояла не развлекательная, а воспитательная составляющая. Ребёнок не может из пелёнок сразу вступить во взрослую жизнь. Прежде он должен пройти все стадии становления личности. В СССР такие стадии были: октябрёнок, пионер, комсомолец. Ребёнок был окружён заботой и вниманием. Он не рос в цифровом вакууме интернета, а взрослел в кругу своих сверстников, друзей, наставников. Всё это в полной мере отражено в этом фильме, обладающем волшебной силой возвращения в детство.
FRIDMON
P.S. 'Когда-то давно я снял фильм «Акваланги на дне».
Ну, чисто детское кино! Знаете, сколько миллионов зрителей (и детей, и взрослых) посмотрело его по всему тогдашнему Советскому Союзу? Служба учёта кинопроката (была такая) дала мне в своё время такую справку: более 300 миллионов за 20 лет проката! Умножьте это на среднюю стоимость билета – 25 копеек – и получите сумму, которую заработало на этом государство.
А при производстве фильма было потрачено всего 260 тысяч рублей. Прибавим ещё 260 тысяч (существовала такая практика) – это стоимость тиражирования копий и показ фильма в кинотеатрах. Таким образом, себестоимость фильма равнялась 520 тысячам рублей.
Сколько собрало государство, мы уже знаем, делим это на 520, и что получается?
Прибыль почти в 60 раз превысила расходы! Не всякий взрослый фильм Голливуда может похвастать таким результатом. Вот вам и детский фильм, и его рентабельность.
Но мы-то тогда этими расчетами не занимались и не о рентабельности своего труда думали. Совсем иные задачи были: доставить удовольствие своему зрителю, увлечь его сюжетом, поступками героев, заставить волноваться, переживать и, конечно же, восторгаться действиями героев'.
(Советский кинорежиссёр, сценарист и писатель. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР
Евгений Фирсович Шерстобитов)
Короткий привет из будущего:
(адресовано Владимиру Кисленко "Лева")
Я не знаю, прочтешь ли ты мое сообщение, но так хочется передать тебе, Володя, большой привет из долеких 60х. Евгений Фирсович Шерстобитов снимал "Акваланги на дне", а мы , тогда еще школьники, были участниками съемок. Это я, Таня Клюева.
Евгений Фирсович живет в Киеве, я иногда созваниваюсь с ним. Хочется верить, что и ты не забываешь нашего доброго учителя, давшего путевку в жизнь. Володенька, как сложилась твоя судьба? Знаешь, я пыталась найти следы Саши Барсова, Рафика Сабирова, Шурика Харитонова, но ничего у меня не вышло, может быть, тебе что то известно о них? Всего тебе самого доброго.
С уважением Т. Клюева. Севастополь.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/1972/forum/f2/