По мотивам советского "шпионского" фильма снятого в далеком 1968 году. Автор тогда был мальчишкой и совсем не понимал нравственного посыла фильма. В том возрасте всякие слова внутри сюжета казались малозначимы. Поэтому фильм казался скучноватым...
"Мертвый сезон" (Ленфильм, 1968)
Авторы сценария:
Владимир Вайншток (в титрах указан как Владимир Владимиров), Александр Шлепянов Режиссёр-постановщик — Савва Кулиш Главный оператор — Александр Чечулин Главный художник — Евгений Гуков Композитор — Андрей Волконский
Актеры Донатас Банионис — Константин Тимофеевич Ладейников, разведчик (роль озвучил — Александр Демьяненко)
Ролан Быков — Иван Павлович Савушкин, актёр, бывший узник концлагеря, опознаватель, лично знавший д-ра Хасса
Геннадий Юхтин — Алексей Николаевич Муравьёв, капитан
Антс Эскола — Смит, шеф полиции Даргейта (роль озвучил — Ефим Копелян)
Леонхард Мерзин — отец Мортимер (роль озвучил — Армен Джигарханян)
Эйнари Коппель (эст.) — Дрейтон, американский разведчик
Маури Раус — Гребан, агент БНД, связной Хасса (роль озвучил — Павел Кашлаков)
Владимир Эренберг — Рихард Хасс, доктор, он же профессор Борн, военный преступник
Юри Ярвет — О’Рейли, профессор
Анда Зайце — Кэтрин, секретарша
Светлана Коркошко — Элис, совладелица частного ресторана
Лаймонас Норейка — Никольс, полковник
Прошло много лет (так говорят в проходном фильме).
Вычитал - разведчики, которые консультировали создателей фильма, были весьма недовольны "резвой" развязкой. С точки зрения киношника эффектная развязка делает фильм зрелишным. Но страдает "правда жизни".
А правда в том, что разведчики уровня Ладейникова никогда не попадают в ситуации ганстерского фильма.
Впрочем, кому нужна "правда жизни". Никогда никто не расскажет ВСЕЙ правды, хотя бы исходя из интересов спецслужб не склонных говорить о своих делах.
А вот как "атмосферное кино" - фильм великолепен.
Скучная размеренная жизнь провинциального западного городка. Но смерть курьера в далекой Испании сделал городок сосредоточением интересов спецслужб влиятельных государств. Начинается ИГРА. Игра на нервах, игра в поддавки.
Наши ищут военного преступника, местные спецслужбисты вместе с американцами прикрывают незаконные "научные исследования", а под ногами путается отмороженный немецкий агент.
Как все это разрулить - это надо смотреть.
По прошествию стольких лет после событий рассказанных в фильме испытываю уважение к нашим нелегалам. Это какие нервы, какую внутреннюю веру надо иметь, чтобы противостоять не только "соблазнам запада", но и несовершенству строя своей родины, идеология которой развалится через тридцать лет.
Как привязать эту историю к нынешним реалиям. Ведь так не хочется верить, что все деяния наших солдат были напрасными и плодами их побед пользуются не самые лучшие..
Обсуждение
.... Помню рассказ Быкова о съемке сцены допроса. Маури боялся нанести ему травму, а режиссеры требовали достоверности и говорили: "Ты бей, но только вовремя останавливай удар". Все равно не получалось, к тому же актер не очень хорошо понимал по-русски. Шло время, расходовалась пленка, терялось терпение у обеих сторон. Кончилось тем, что Маури исполнил первую часть просьбы (наверное потому что легче было понять). И Быков, как он сказал, тут же "потерял возможность плохо сыграть". Этот момент вошел фильм, я хорошо его запомнил...
... На самом деле, точнейший тайминг кадров создает под клавесинную музыку то ощущение зыбкой подвешенности (suspence) ежеминутно рискующего собой человека. И кому бы ни принадлежал окончательный монтаж, получилось славно.
Драка, полуголая девица, погоня, разбитая машина. Тут штамп на штампе. Такая вот разрядка сюжета.
Актеры не подвели. Слабой игры я не заметил ни у кого. Прибалты были дежурно хороши и вполне аутентичны, изображая западных жителей. Кроме блистательного Баниониса, почему-то больше всех запомнился Мерзин. Наши тоже не отстали, особенно комитетчики (Курилов - Фрейндлих - Юхтин), которые убедительны даже рядом с Р. Быковым.
...Фильм «Мертвый сезон» вышел на экраны в конце 1968 года и сразу стал кинематографическим событием. Это был тот счастливый случай, когда произошло совпадение вкусов, когда картина высокого художественного и профессионального качества, сделанная кинематографическим современным языком, нашла широкий отклик и у массового зрителя. Фильм прямо-таки всколыхнул прессу, о нем с большим уважением писал и прославленный кинорежиссер М. Ромм, и известные советские кинокритики М. Туровская и Ю. Ханютин, писатель-публицист Л. Гинзбург, и, наконец, фильм о разведчиках зрителям с экрана представлял знаменитый советский разведчик Р. Абель.
«Мертвый сезон» — антифашистский фильм сродни "Штрилицу", его тема — это ответственность человека за все, что происходит в мире, о праве выбора такого пути, такой жизненной позиции, которая или оправдывает человеческое существование или сводит его на нет.
Перед проблемой выбора стоят все действующие лица фильма. Герой, советский разведчик Ладейников, должен выбрать — либо уехать, так как за ним началась слежка, либо продолжать поиски военного преступника Хасса, у которого в руках новое психохимическое оружие. А актер Савушкин тоже мечется: или взяться за опасное задание, или признать себя трусом. Профессор О’Рейли просто взрывается: либо молчать, либо заявить о преступлениях Хасса.
Фильм отличался изумительным режиссерским и операторским почерком. "Мертвый сезон" был создан, по словам М. Ромма, «кинематографически изящно». Многие его «монтажные фразы» обогатили современный кинематографический язык.
Дуэт Д. Баниониса и Р. Быкова в роли Савушкина, построенный на контрасте психологических характеристик персонажей и контрасте актерских темпераментов исполнителей, выдержал самые серьезные испытания. Прекрасные кинематографические возможности показали эстонские актеры, их там целая плеяда.
...Савушкин должен быть и русским и похожим на немца одновременно. Тут прибалты и гэдээровцы не помогли бы. А так мы получили одну из лучших ролей Быкова. Кстати, интересно, кем он себя "подал", когда предлагал Гребану купить документы, убитого в Лиссабоне предыдущего связного? И с чего советская разведка решила, что Хасс на это клюнет? Если там были химформулы, то их всё равно скопировали, с чего Хассу раскрывать себя на такие "данайские дары". А Савушкин неизбежно себя раскрыл таким предложением ("Кто с тобой работает?!"). Да и Ладейников, судя по его приказу носить передатчик, к такому развитию готов. Такое ощущение, что Савушкин в этой игре играет просто роль наживки, с целью вынудить противоположную сторону к "силовому захвату"...
...В показанные в картине годы на Западе были не лучшие времена, просто въехать в СССР гастарбайтером было сложно, да и выехать из капстраны в СССР тоже. Если бы были более спокойные отношения - гастарбайтеры приезжали бы и вербовались на Север, к примеру. А так - искали работу в других капстранах, итальянцы, например, в Англию мигрировали.
Кстати, в картине показали "запад" даже благополучнее, чем он тогда был. Зажиточный обыватель в "общем рынке" ездил не на показанных машинах, а на чем-нибудь скромнее, лучше "Запорожца", но хуже "Москвича" - "жук" там, "Остин"... А тут - или американские (которые разорят на бензине) или английский престижный, про спортивный мерс местного Джеймса Бонда вообще молчу...
... Именно сбросом нашего агента (его всё равно пасли, рано или поздно взяли бы, и Центр об этом не мог не знать - в самом начале фильма Стендайл-Ладейников в своих монологах об этом тоже говорит, значит непременно докладывал - "Следят") могли прикрыть операцию по ликвидации Хасса и захвата его документов (собственно, "документы" - это хрень полная, никто не таскает в бумажках весь секрет). Портфель - ерунда, а вот ликвидировать носителя идеи было необходимо. В своё время Вернера фон Брауна упустили, в итоге амеры получили "штуку" раньше нас. Ладейникова почему-то не отзывают.
Вброс Савушкина - тоже ход. Получается, что разведка Штатов и полиция городка (БНД покамест в стороне) тупо бегают за несколькими "известными". Один - непрофессионал ("Невозможно понять логику непрофессионала! ХИТРЫЙ ПРФЕССИОНАЛ НЕ ПОЕХАЛ БЫ В ПРИЮТ!" Мюллер 17 МВ. ТЛ).
Другой профессионал ("Я всегда жалел, что вы работаете не в моём департаменте" - оттуда же и тот же).
Плюс не совсем потерявшие совесть аборигены (Рейли и пастор) и некий упорный ГРЕБАНЫЙ идиот, который в итоге всё и порушил.
Ибо, у собранных в одном месте девяти беременных женщин всё же попытались принять роды.
Для чётких немцев - перебор.
Наши ловко пожертововали Ладейниковым, вынули Савушкина, и обгадили нацистов ("Вот документы Хасса! И сам он - пристреленный собственной секретуршей").
Жертва ЛАДЬИ, ликвидация ФЕРЗЯ ПЕШКОЙ и ПАТ...
В итоге...
...Совсем по-другому слушала диалог между Ладейниковым и пастором. То, какая трагедия происходит сейчас в Донбассе, Луганске, становится страшно, что все повторяется...
... очень эффектен финал фильма. Для тех, кто смотрит фильм впервые, возможен шок. Надо же, как встречают разведчика! Ан нет! Это олимпийские чемпионы. Честь им и хвала, но Ладейников сделал для своей страны, и для всего мира, не меньше. Его никто не должен знать. Такая профессия...
...О географии и автомобилях в фильме.
Погоня снималась в Таллине, на "Гоночном кольце". Это такая специальная трасса, построенная в конце 50-х для велосипедных и автомобильных гонок. А в свободное от гонок время она была абсолютно открыта - и меня, тогда (в 72-м году) мальчишку, по ней катал мой дядя на своей машине.
Проезд траурной колонны (похороны О"Рейли) через "башню с поворотом" - это тоже Таллин. Башня эта "снималась" и в "Варианте Омега" и ещё в нескольких фильмах "про разведчиков".
Часть съёмок проходила в одной из соцстран, вероятнее всего - в ГДР. Во-первых, в кадр неоднократно попадали микроавтобусы Баркас производства ГДР (никуда кроме "соцлагеря" они не поставлялись), а также дважды мелькнул Москвич-412. Во-вторых, когда поезд с Савушкиным приходит в Доргейт - пейзаж вокруг абсолютно немецкий, классически немецкий.
Далее. Ясно видно, что гнались одни машины, а разбивались другие. Точнее, были поставлены в кадр уже разбитые. Лонсфилд ехал на чёрном Шевроле - а полулежал рядом с чёрным Мерседесом. Гребан ехал на комбинированном Бьюике - а в кювет слетел светлый Пежо-404 (или даже 304).
Причём Мерседес - как здесь уже замечали - разбит "неправильно": удар слева сзади, тогда как Ладейников бил Гребана правым передним крылом.
Ну что поделать - не могли тогда наши киностудии разбивать иномарки прямо в кадре...
Но замечаешь эти детальки далеко не с первого раза - фильм затягивает. Редкостное, особенное произведение.
В которое очень органично вплетена музыка. Тоже - особенная. Старинный клавесин переходит в мягкий джаз - и всё целостно, и всё уместно. А композитор Волконский ещё в советское время эмигрировал, вот с тех пор и не во всех списках значится. А музыка - остаётся...
...Об актёрах, прототипах, голосах за кадром сказано уже очень много, добавлять можно разве что мелочи.
Например, фамилия Лонсдейл (легенда К.Молодого) в фильме прозвучала - но по частям. Стендейл (первая легенда Ладейникова (с усами) + Лонсфилд (основная легенда).
Легенда Абеля - фотограф - отразилась в профессии Энтони (помощника Ладейникова).
Сам Абель в фильме снялся не только в предисловии - это он, в роли адвоката, говорит "Надеюсь, наше правительство располагает аналогичными людьми..."
Про Абеля был документальный фильм, из которого мне запомнились два момента. Первый: в фильме он снимался уже безнадёжно больным (видимо, поэтому его и рассекретили). Второй: перед смертью он сказал дочери: "Не забывай, мы - немцы..."
Ещё детальки по фильму. Витаутас Томкус (безмолвный "топтун", покупавший сигареты) вряд ли знал тогда, что вскоре ему самому предстоит сыграть советского разведчика (главная роль в фильме "Последний рейс Альбатроса").
И, пожалуй, главное. Савушкин - это бесспорная удача прежде всего сценариста. Затем - режиссёра. Ну а Быков та-акие краски в игру вложил!.. Получилась вторая главная роль. Которая выводит весь фильм из "шпионского" жанра к звучанию общечеловеческому.
... Самой большой и при этом самой интересной в зрелищном плане нестыковкой в фильме были автомобили. Обратим внимание - в использованных вначале кадрах реальной Европы бегают типичные европейские машинки, маленькие, бюджетные, экономичные. Собственно, в Европе до сих пор так. А тогда и подавно. Европа шестидесятых по большей части была небогата. В фильме же все ездят в основном на огромных штатовских пепелацах. Видимо, киношники использовали то, что было. Но вместе с тем это придает фильму особый колорит, атмосферу зазеркалья.
... В начале фильма звучит фраза о том, что страна, в которой происходит действие - не названа. В свое время у нас с товарищами случился спор - в какой-же стране происходит действие фильма. Было несколько вариантов - США (в одном из эпизодов звучит фраза про "болтливость сенаторов"), какая-то из скандинавских стран (к этому выводу подтолкнула архитекртура, запечатленная в фильме) и соответственно Великобритания. В итоге склонились к последнему варианту и, как выяснилось - в принципе оказались правы. В самом деле, съемочная группа фильма часть натуры снимала в Лондоне, да и действие истории, положенной в основу сюжета - имело место быть там же!