Ролик создан по мотивам фильма режиссера Владимира Григорьева 1969 года создания.
Личное, от автора проекта.
Впечатление от фильма достаточно тягостное - потенциально богатая история из серии интеллектуального противостояния спецслужб волею сценаристов и режиссера, превратилась в тягомотную историю как-бы любви молодого человека к девушке и как иностранные спецслужбы используют эту историю, склоняя его к измене своей стране.
Линия любовных взаимоотношений весьма затянута. Разбавлена затянутыми эпизодами фольклорных праздников, которые существуют "вещью в себе". Отдельно от сюжета существует история с "западными революционерами 68 года". Это огромное идеологическое явление в жизни западноевропейцев. В фильме эпизод проходит под флагом - "с жиру бесятся". Отчасти это так и было - вся "революция 68-го" была грандизной аферой, идеологической спецоперацией на уровне цивилизационных проектов.
В фильме - это мелкий проходной эпизод со странными "размышлизмами" главгероя из ряда идеологических споров времен Коминтерна.
Странно построен ключевой эпизод в баре с напивающейся героиней. У нее нет никакой мотивации так себя вести. Ни до, ни после в ее характере не прослеживается эта проблемная черта характера - способность напится вот просто "без причин". Сам Главгерой весьма странно ведет себя - отпускает ситуацию, потом внезапно "бурление" эмоций выплескивается суперагрессивностью.
Сюжетно мотивация героев режиссером никак не выстроенна.
Демьяненко - актер доказавший в своих лучших ролях совешенную пластику, способность к первоплощению "по щелчку пальцев", в этом фильме проходил с мрачным каменным лицом без всякого намека на работу мысли.
Луспекаеву совершенно нечего было играть - обыкновенная маска "специалиста из спецслужб". Не получилось накакого сражения интеллектов. Герой Луспекаева лишь зафиксировал/проговорил историю игры против забугорных спецслужб. И эта игра в свете этого рассказа выглядела пресно и неинтересно.
Отдельно о эпизоде с подводными лодками - впечатление, что режиссеру было позволено поснимать подлодки, вот и придумали сюжет встречи агентов посреди холодного северного моря. Это что-то запредельное не из жизни спецслужб, а из какой-то паралельной киношной вселенной - где подлодки легко меняются местами, где агентам просто негде больше встретиться кроме как посреди моря.
Фильм интерсен только как неизвестное киновоплощение популярного актера Александра Демьяненко.
Рокировка в длинную сторону
|
В ролях |
Режиссер - Владимир Григорьев
Сценаристы - Владимир Григорьев, Юрий Васильев
Оператор - Владимир Чумак
Композитор - Аркадий Гагулашвили
Художник - Евгений Гуков
Год 1969
Ленфильм |
Александр Демьяненко - Борис Лебедев, молодой учёный
Альгимантас Масюлис - Брукс
Ирина Вавилова - Соня
Павел Луспекаев - Ребров
Октавиан Корнич - Виктор
Михаил Екатерининский - Кончинский
Геннадий Полока - Генри Орланд, торговец наркотиками
Стяпонас Космаускас - доктор Карсон
Зинаида Дорогова - фрау Мария, мать Сони
Наталия Журавель - немецкая студентка
Владимир Карпенко - эпизод
Геннадий Нилов - агент
Марина Юрасова - дама в ложе оперы |
......................................................................................................................................................................
Полемика с околокиношного форума
... Отличный фильм, еще одна ценная жемчужина в бескрайнем море нашего советского кинематографа. Какой шикарный дуэт Масюлис-Демьяненко! Как великолепно сыграл Демьяненко "прижатого к стенке" ученого, чистого ботаника внешне, но обладающего недюжинным мужеством, сильной волей и твердым характером, который сумел убедить матёрого врага, профессионала разведки в том, что сломлен и готов сотрудничать, - что усыпило бдительность героя Масюлиса и привело к его полному провалу.
Значительная часть фильма отдана подробному показу западных немцев - пустых, аморальных, распущенных, не чуждых наркотикам - и это не случайно. Это было предостережение, которое многие из нас тогда не поняли, не вняли. Не зря нас, советских людей ограждали от них, западных "свободных" приматов - нет, не зря. Мы жили в государстве, которое опекало и защищало нас, как заботливый родитель - но мы, неразумные, глупые дети поколения 1970-80-х, этого не ценили и тянулись (в большинстве своем) за яркими западными фантиками, о чем сейчас стыдно и горько вспоминать. Печальна наша судьба, печальна судьба нашей страны, остались нам в утешение только воспоминания и наше любимое советское кино. Вот на такие мысли навел меня этот, бесспорно выдающийся, фильм.
... Если честно,то теперь " техническая" сторона фильма волнует постольку-поскольку! Первый раз увидел "Рокировку ... " в середине 70-х годов.Тогда я его мало понял,но он мне запомнился сразу своей необычностью трактовки многих эпизодов и персонажей, так как я всегда с трепетом и вниманием относился к творчеству Павла Борисовича Луспекаева-прославленного мастера. Но и не только этим запомнился фильм.
Как интересен, по своему, глубок Джорж Брукс (А.Масюлис), да и все актёры.
О съёмках "Рокировки" можно было бы написать целую повесть, роман!
Но, увы - этот фильм не когда не был избалован вниманием критиков и зрителей, в лучшем случае анонсируется просто как шпионский детектив, что справедливо лишь отчасти, но у этой кинокартины есть ещё свой "второй фон". Он, конечно, проявился со временем.
... И есть в этой кинокартине свои оригинальные моменты так греющие душу!Это замечательно продуманные и поставленные сцены,в которых хорошо показана жизнь на Западе,их культурные традиции,немецкие национальные праздникии фашинг (типа нашей масленницы), и розенмонтаг! Прошу заметить,в СССР, с нами вместе жило множество немцев, но в то далёкое-близкое советское время о культуре немцев ничего не было, темочка была закрытая, в каком то смысле фильм "Рокировка в длинную сторону" это культурный прорыв к объединению, взаимопониманию наших народов.
Есть эпизод показывающий студенческое молодёжное движение, это сцена в замке Хоренбах. И эпизод этот сделан с реальными участниками этого движения - героями своего времени, теперь уже истории.
Интересна и уникальна операторская работа, весь выбор сцен, их последовательность ,монтаж! Спасибо художнику, спасибо композитору! Вот именно поэтому в этом фильме так ярко отражена атмосфера тех лет - конец 60-х годов.
... Фильм-предостережение.
Конечно, авторы его сценария и съемочная группа были "подписаны" на некий "ведомственный заказ". Теперь мы знаем, что в те времена осуществлялась некая программа "популяризации" работы обновленных (послесталинских) советских спецслужб, которая проводилась по инициативе Ю.В.Андропова.
Однако авторы фильма (у которых явно были очень хорошие консультанты) сумели копнуть значительно глубже. Они показали смысл тогдашнего (и, как оказалось, актуального и сейчас) геополитического противостояния Запада ("золотого миллиарда") с остальным миром, за счет ограбления которого, неоколонизаторы и поддерживали относительно высокий уровень жизни в своих странах.
Фильм на большом материале, достаточно ненавязчиво показал жгучую необходимость учитывать эти важнейшие геополитические коллизии и противостоять поползновениям ослабить нашу страну, которая волею истории оказалась на передовых рубежах этого цивилизационного противостояния. К сожалению, состояние советского общества в те времена уже было таким, что предостерегающие голоса были почти не слышны в вате почти всеобщей самоуспокоенности, на них не обращали внимания в увлечении многоцветными "светлячками" ложных образов красивой "забугорной" жизни.
Вот и имеем теперь то, что имеем. Десятки миллионов безмозглых потребителей, носителей "клипового мышления", которым скучен глубокий психологизм "Рокировки...".
Понятно стремление авторов фильма предостеречь советских людей от тех роковых ошибок в идеологическом противостоянии, к которым их так последовательно и изворотливо подталкивали "снаружи и изнутри" более двадцати лет - до страшной катастрофы 1991 года.
... Скорее всего на фильм накинулись - (фильм в журнале "Советский экран" был раскритикован как надуманный и далёкий от реальности. Особенно резко высказался кинокритик о показе вербовки гл. героя.) - потому, что он прошелся по ценностям творческой интеллигенции.
Интеллигенция лет 10 внушала. что нельзя в иностранце видеть шпиона, что любовь к иностранному гражданину или гражданке есть чувство светлое. Оно, конечно, так, но до того момента, пока гражданином не начинают интересоваться иностранные спецслужбы. И тогда с ним будут работать без каких-то моральных ограничений.
Владимир З
| 2018 |