По мотивам фильма "Неуловимые мстители" (режиссер Эдмонд Кеосаян 1966) /
Личное
Как все мальчишки 60-ых годов фильм смотрел, был впечатлен. На какие-то фрагменты смотрел, прикрыв глаза - такими "страшными" были для девственного мозга ребенка не избалованного просмотром жесткого кино.
Отвратительные рожи "плохих" и прекрасные лики "наших".
Пересмотрев через пятдесят лет - впечатлен некой лубочностью изображения. "Плохие" харизматичны, мало того - красивы. Их негодяйство впрямую не демонстрируется. Большей частью остается за кадром и в разговорах. А если придираться "тщательней", то можно констатировать, что погибших больше в среде "плохих". "Наши" чаше стреляли и больше попадали.
Тем не менее именно харизма актеров, сыгравших Лютого, Бурнаша, священика-философа, Корнея-трактирщика подняла фильм на ту высоту, где неважно что история не попадает в реалии гражданской войны в России.
Зато фильм стал классическим произведение жанра истерн - великолепно сыгранным и снятым.
"Неуловимые мстители " истерн 1966
Сценарий — Сергея Ермолинского, Эдмонда Кеосаяна
Постановка — Эдмонда Кеосаяна
Главный оператор — Фёдор Добронравов
Художники-постановщики — Виталий Гладников, Василий Голиков
Композитор — Борис Мокроусов
Звукооператор — А. Ванециан
Текст песен — Роберта Рождественского, Эдмонда Кеосаяна (в титрах не указан)
Режиссёр — Левон Кочарян
Оператор — Александр Двигубский
Костюмы — В. Киселёвой
Грим — Н. Захарова
Монтаж — Людмила Елян
Редактор — Л. Голубкина
Комбинированные съёмки:
Оператор — Герман Шимкович
Художник — С. Мухин
Актёры
Вася Васильев — Яшка-цыган
Витя Косых — Данька Щусь
Валя Курдюкова — Ксанка Щусь
Миша Метёлкин — Валерка Мещеряков
Ефим Копелян — атаман Гнат Бурнаш
Борис Сичкин — артист Буба Касторский
Владимир Трещалов — Сидор Лютый (роль озвучивал Евгений Весник)
Владимир Белокуров — священник-философ
Геннадий Юхтин — Игнат, подручный Лютого
Надежда Федосова — тётка Дарья
Инна Чурикова — «Белокурая Жози»
Савелий Крамаров — «бурнаш» Илюха Верехов
Николай Горлов — Семён Кандыба
Александра Денисова — старая казачка, собеседница Дарьи
Леонид Пархоменко — Корней, трактирщик (в титрах — А. Пархоменко)
Олег Савосин — «бурнаш»
Анатолий Соболев — «бурнаш» (в титрах — Л. Соболев)
Глеб Стриженов — отец Мокий
- Народ, с великой радостью и любовью встречает своих освободителей.
- Последня гастроль артиста-солиста императорского театра драмы и комедии...
- Я ведь тут проездом, сегодня вечерней лошадью я уезжаю в свой любимый город Одессу...
- Я Буба Касторский - оригинальный куплетист
- Ух и гад был твой отец, щусенок...
- Все мы немошны, ибо человеци суть... Горилки...
- Хей поскребыш, окромя гитары у тебя в руках ничего не держится..
- Ты что мешаешь отдыхать, христопродавец...
- Засланый у тебя казачок...
- А ты, щусенок, поди ведь и панихидку по мне справил?
- А вдоль дороги мертвые с косами стоять... И тишина...
История съемок фильма "Неуловимые мстители"
История создания «Неуловимых мстителей» началась с успеха в советском прокате фильма «Великолепная семёрка». Кому-то из мосфильмовского начальства пришла идея снять свой вестерн. За основу было решено взять повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», которую уже экранизировали в 1923 году
Права на экранизацию повести были выкуплены у вдовы писателя за тысячу рублей и в марте 1963 года сценаристу Николаю Эрдману было поручено сочинить новый сюжет про «красных дьяволят» на основе повести. Режиссёром этого фильма планировалось назначить Александра Митту. Но Митта отказался снимать истерн в пользу современного фильма про подростков («Звонят, открой дверь»). Именно тогда в проекте появился молодой режиссёр Эдмонд Кеосаян, который очень хотел снять «наш, советский вестерн»
В это время из проекта выпал Эрдман – в течение года у него не получилось придумать новую версию приключений подростков. В итоге за сценарий сел сам Кеосаян в соавторстве со сценаристом Сергеем Ермолинским. 29 сентября 1964 года в сценарно-редакционной коллегии творческого объединения "Юность" принимается заявка на сценарий под названием «Знак четырех».
Переработав кучу литературы по истории махновского движения, в начале 1965 года они закончили, перерабатывать повесть. Завязка сюжета была оставлена – Мишка с сестрой и друзьями пробираются к будёновцам, чтобы вступить в отряд и отомстить за смерть отца, убитого махновцами. Главных героев стало не трое, а четверо – к Мишке и Дуняше Недоле добавился Валерка, сын питерского рабочего тоже погибшего на фронте. Ну и китайца (которого в первом фильме сделали негром) решили заменить цыганёнком - и аполитично, и романтично (мол, колорит, песни, танцы). Вот только Яшка-цыган в этом сценарии в конце погибал. Отсылок к вестернам в сценарии было немало. К примеру, Валерка (самый образованный в четвёрке) был помешан на книжках про индейцев, махновцев он называл «бледнолицыми собаками», а Мишку частенько называл «Неустрашимым Следопытом»
Сценарий под названием «Новые приключения красных дьяволят» после нескольких доработок был рекомендован для запуска в режиссерскую разработку и после окончания съёмок фильма «Стряпуха» Кеосаян взялся за «дьяволят». Из сценария пропал Нестор Махно, изменились имена главных героев и много других доработок.
На главные роли в фильм режиссёр планировал взять студентов ВГИКа, выглядевших как подростки. Но таких найти не удалось – все выглядели старше чем нужно. И тогда ассистенты принялись искать четвёрку по школам
Виктора Косых нашли сразу, на Мосфильме, где работал его отец Иван Косых. За спиной Виктора к этому времени было уже 3 фильма.
Он же помог найти и второго актёра - Михаила Метелкина, с которым он снимался в фильме "Мимо окон идут поезда".
Сложнее было с ролью Ксанки. "Красивых ярких девочек в московских школах было полно. Но нам нужно было найти ту, которая действительно может остановить за крыло самолет", - вспоминает оператор фильма Добронравов. Валю Кудюкову нашли в спортшколе, где она занималась многоборьем
Песни из кинофильма "Неуловимые мстители"
Дольше всего искали цыгана. Съемочная группа ездила по цыганским таборам, там говорили, что проблем с пацаненком, который танцует, поет и скачет верхом, нет: берите любого, но только вместе с табором. Взять на себя целый табор никто не рискнул. Стали уже подумывать о замене цыгана на грузина, когда на студии вдруг появились два цыганёнка. Один, лет 15-ти играл на гитаре и пел, а второй, помладше, танцевал. Они пришли по объявлению в газете. Старший приглянулся киношникам, хоть и не сильно вписывался в придуманный образ - длинноватый нос и в придачу лысый, что было и замечено вслух. Когда ребят повели на пробы, он вдруг куда-то исчез, а когда появился, он уже был с длинными закрученными локонами. По пути он заскочил в соседний павильон, где снимали "Ромео и Джульетту", и украл парик Ромео. Так в группе появился четвёртый актёр – Василий Васильев
Роль атамана Бурнаша сначала хотели отдать Ролану Быкову, а Ефим Копелян пробовался на роль Лютого. Но после отказа Быкова, переиграли – атаманом стал Копелян, а на роль Лютого пригласили более молодого актера Владимира Трещалова
Роль Бубы Касторского сначала отдали Эммануилу Геллеру. Но однажды в Доме кино Кеосаян столкнулся с Борисом Сичкиным. "Эдик, говорят, у тебя есть для меня интересная роль?" – сказал Сичкин с налёту. "Как ты кстати! Есть роль и только для тебя! Никаких проб! Ты в фильме!" Так Борис Михайлович получил роль, сделавшую его суперпопулярным. По сценарию Буба Касторский, должен был появиться в кадре лишь один раз с объявлением номера. Но Сичкин на съёмках начал импровизировать и в итоге существенно расширил роль
На одном из худсоветов по фильму было высказано пожелание, чтобы в фильме было побольше юмора. Кеосаян учел это и в качестве главного "создателя юмора" в картине пригласил актера Савелия Крамарова
Во время работы над фильмом изменилось и итоговое название фильма. Долго выбирали между «Неуловимые из Гуляй-Поля» и «Мстителями из Гуляй-Поля», пока Косых и Метёлкин не предложили просто объединить эти названия.
Все натурные съёмки проходили летом 1966 года в Херсонской области. Практически все трюки актёры делали сами. Четвёрку молодых актёров почти три месяца усиленно тренировали: верховая езда, самбо, плаванье. Дублёры у них конечно были, но они чаще играли «бурнашей». Но не смотря на подготовку, не обходилось без травм. "В сцене, когда Данька останавливает бешено мчавшихся лошадей, - рассказывал Виктор Косых, - я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте..."
А рассказ Виктора Косых о съёмках эпизода, когда Данька гонится за Лютым больше похож на байку:
"Эпизод надо было снять очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли!.. Прыгает Лютый - все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла... Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я... ему на плечи. Хорошо, что Лютый (актер Владимир Трещалов) обладал богатым чувством юмора. С криком "И-го-го!" он проскакал со мной на плечах своеобразный "круг почета"...
Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал. Он обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали и тем самым заглушили наш топот. Один раз лошадей обмануть удалось. Стали снимать дубль, лошади пугались уже крика. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли..."
Тяжело проходили съёмки горящего моста. Успеет ли состав проехать по нему. Для эксперимента рядом построили точно такой же мост и подожгли его, чтобы засечь время горения. 34 минуты. Решили что успеют снять. Но режиссёр решил не рисковать возрастным актёром Кашириным (машинист поезда) и сменил его на время съёмок эпизода. Погоняв паровой несколько часов туда-сюда, Кеосаян дал команду «Мотор!» Но не смотря на всю подготовку, всем было очень страшно – вдруг мост рухнет раньше чем было на макете? Но всё прошло успешно
Не обошлось без вырезанных сцен. В основном конечно это были монтажные срезки, типа «Ксанка, получив записку от Даньки, спешит в балку, к ожидающим ее друзьям» или «Данька крадется по крыше трактира». Но были и более серьёзные сцены.
Например, Данька, после того как его выпорол Лютый, лежит в артистической повозке, за ним ухаживают белокурая Жази и Касторский, в бреду Данька произносит: "Не уйдешь. Мы еще свидимся"
Или существенно укороченная речь атамана Бурнаша. В фильм вошла только концовка. Вот фраза из неё, которую убедительно посоветовал вырезать худсовет: "Революция в огне своем все старое спалит! Сбудется вековая мечта лучших умов человечества - вождей рабов Рима, коммунаров Парижских баррикад, всех борцов за идеи свободы! И я клянусь не выпускать из рук святое знамя анархизма, пока стучит мое сердце и бьется в жилах кровь! Да здравствует свобода!" Но больше всего оператор фильма Федор Добронравов жалеет сцену, которую вырезали с формулировкой "Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек". Речь идёт о сцене купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную Яшкой. Дело в том, что изначально планировалось, что никто кроме Даньки не знает что Ксанка девочка. Все считали её мальчишкой Стёпкой.
Премьера фильма состоялась 29 апреля 1967 года. Это был триумф. Говорят, что когда «неуловимые» после окончания сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей подняла их на руки. За первые два месяца фильм посмотрели около 30 млн. зрителей. Успех фильма был такой, что Госкино заказало продолжение фильма. На одной из творческих встреч Кеосаян обрадовал зрителей: он заявил, что начал подготовку к съемкам второй части приключений неуловимых мстителей. Но это уже другая история…
Источник: dubikvit.livejournal.com/520340.html
Отзывы с около киношных форумов
от Элистина2011
... Этот фильм смотрела еще в детстве, в кинотеатре. Была в совершеннейшем восторге от ловких, смелых и отчаянных молодых ребят, которые противостояли белым бандитам. Тогда мне они не казались подростками, так как я сама была младше их, то они для меня были почти такие же взрослые как атаман Лютый и его приспешники.
Конечно же все болели и переживали за юных мстителей и безумно радовались когда удавался их очередной трюк. До сих пор люблю этот фильм, даже иногда пересматриваю когда идет по телевизору.
Сейчас будучи уже взрослой начинаю подмечать для себя какие-то моменты. В фильме довольно много юмора, не смотря на его серьезность, но дети не так часто обращают на это внимание, они больше заняты действием.
Я часто слышала от своих знакомых фразу типа "сегодня я уезжаю вечерней лошадью", так вот взята она именно из этого фильма, а озвучил ее Буба Касторский. Вообще из уст этого героя звучит очень много интересных и забавных фраз, многие из них ушли в народ.
Нина Чурикова в образе белокорой Жози просто бесподобна, сколько в ней этого напускного сценического, свойственного подобным певицам. Но это все в тему, именно так и должна была выглядеть гастролирующая певица, с прической, с родинкой, в шикарном платье, на фоне простых деревенских жителей она суперзвезда. А какой зажигательный танец! Еще надо обратить внимание на произношение некоторых слов с буквой "р". Кстати поет она сама, я была этому очень приятно удивлена. Бесподобный, просто безупречный образ. Такой маленький эпизод и на столько запоминающийся.
Вообще в этом фильме каждый герой это отдельная тема, это характер, это личность.
Эпизодическая роль Савелия Краморова и его "мертвые с косами стоят" помнят абсолютно все. Этот эпизод всех поголовно смешил.
Конечно же в фильме все несколько приукрашено, образы мстителей несколько идеалирированы, отчасти это пропаганда любви к своей стране и родине, но это нисколько не портит фильм, иногда подобные прививки даже полезны, это положительные примеры которые идут в широкие массы.
Конечно же четверка мстителей очень восхищала, какие они выдумщики, как под носом у белых творят такие вещи и остаются незамеченными. Было очень страшно за лже-Гриньку, когда его раскрыли.
Если постараться, можно найти в ленте несколько ляпов, я это замечала, но сейчас даже не хочу о них упоминать. Главное атмосфера, созданная этим фильмом, главное чувства которые он пробуждает в человеке, главное эмоции, вызванные увиденным.
Эта лента собрала блистательных актеров, тогда они еще может и не были столь известными и популярными, но сегодня их знают и любят очень многие, даже любопытно посмотреть на них в то время, в фильме они очень молодые.
Фильм очень старый, но нестареющий. Его по-прежнему любят и с удовольствием смотрят. Он вызывает все те же положительные эмоции, неважно что каждый шаг известен наперед.
.... Сегодня, рассказывая про любимый вестерн о легендарном Чингачгуке, я так же вспомнила и вот этот не менее популярный героический советский фильм. Не хочу влезать в споры по поводу правды-вымысла, это не имеет никакого значения! Фильм был принят народом, был любим им и остался таким до сих пор!
"Неуловимые мстители" вышел за год до знаменитого фильма "Чингачгук - Большой Змей", но по зрительскому восторженному восприятию, по жанру, по накалу благородных страстей они стоят в одном ряду! Это фильмы - легенды, фильмы - любимцы советского народа! Их смотрели бессчетное количество раз и дети, и взрослые!
Помню, как на уроке пения, мы уговаривали учительницу спеть, вместо программной нудятины, "Погоню" из этого фильма. Она долго не соглашалась, а потом села за фортепиано и стала аккомпанировать. Как мы пели! Стены в школе тряслись! Даже вечно презирающие пение мальчишки все как один влились в чистый задорный хор. Что значит, вдохновение!
Люблю этот фильм, люблю смотреть, когда идет по ТВ. Эти потрясающие сцены с Савелием Крамаровым! А сколько цитат выплыло из фильма и разнеслось по народу! Вот это и есть шедевр, получивший народное признание! Безо всяких вшивых "рейтингов"!
.... "Если снова над миром грянет гром. небо вспыхнет огнём..."
Главная песня фильма - что в ней?
Идёт гражданская война, страшное время, но всё закончится. Победят красные, победит рабоче-крестьянская правда. Но где-то может вспыхнуть новый вооружённый конфликт, новая бойня. И вот тогда время призовёт таких героев, как "неуловимые мстители".
"Неуловимые мстители" - это четверо подростков, не просто мстящих за убитого отца Даньки и Ксанки, но борющихся против банды, против своры кровавых беспредельщиков, врагов честных людей, живущих и работающих на своей земле. Успех подростков в значительной мере связан с тем, что они местные, что они ловкие, юркие, бесстрашные, и что их до поры не всякий мог в чём-то заподозрить. Да и возраст требовал подвигов. Данька и Ксанка, Валерка выглядели в общем-то как обычные станичные дети. Валерку, правда, мог выдать его умный вид. Ну, а цыган рождён для трюков.
Яшка - очень колоритная фигура. Цыганские песни добавляют особую живость, романтику. Песни степей, где пасутся табуны и горят цыганские костры, песня неудержимой воли.
Фильм очень динамичен, насыщен приключениями, стрельбой, погонями, трюками. Без компьютерной графики. Действие не останавливается ни на минуту. талантливейшая игра всех актёров. Есть убийства, жестокость. Потому что фильм рассказывает о войне. Есть в нём и забавные моменты, юмор. Есть несерьёзное, нереальное. Но это - отличный приключенческий фильм из нашего детства. Рекомендую.
.... Шедевр советского приключенческого фильма. Классика, воспитавшая не одно поколение ... И сейчас уже мало кто помнит, что в основу сюжета была положена повесть Павла Бляхина "Красные дьяволята".
Какие яркие герои, а какой актерский состав подобрал Э. Кеосаян! Все звезды советского кино. Игра блестящая, сюжет захватывающий, трюки рискованные и смелые, и все это в далеком 1966 году!!! Потрясающе.
Я этот фильм смотрю каждый год несколько раз. Знаю наперед, какие кадры появятся на экране, что скажет тот или иной герой... Но соблазн насладиться воочию героями фильма всегда побеждает, если появляется такая возможность.
Конечно, трудно остаться равнодушным к Яшке-цыгану, к Валерке или Даньке с Ксанкой. Куплеты белокурой Жози и Бубы Касторского... А Сидор Лютый - атаман - да не наш, не красный, но какой характер !
Отдельной строкой хочу вспомнить Савелия Крамарова. Эпизод, два слова, а цитируют его героя почти полвека - что значит мастер.
Люблю этот фильм еще и за картинную колоритность. Самобытность уклада жизни казаков всегда привлекала кинематографистов. Вот и здесь авторы нам показали неспокойную жизнь казачьих станиц далеких двадцатых годов, но сделали это обаятельно и с любовью.
от elarik10
... Когда-то это был наверное самый любимый фильм моего детства. Помню, как все ждали, когда его покажут в очередной раз по ТВ и какое было счастье, когда вдруг его показывали. Аналогов этому фильму тогда не было. Переживали за главных героев, радовались, когда они убивали врагов. А как же с врагами поступать иначе.
И самое главное по таким вот фильмам мы познавали историю своей страны, историю гражданской войны. Где было про неё узнать? В школе на уроках истории? Предмет-то такой в школе был, вот только изучали там непонятно что. Но уж точно не историю. Вернее сказать настолько однобокую и искажённую, что лучше бы вообще ничего не изучали.
Вот и фильмы тоже, настолько были далеки от правды, что вызывают сейчас полное недоумение. И "Неуловимые мстители" в том числе.
В какой-то период своей жизни я заинтересовался историей гражданской войны в России. Накупил и перечитал кучу книг, насколько у меня хватило сил и пока не пропал интерес.
Не скажу, что я в результате стал историком хорошо теперь её знаю. но всё же кое в чём разобрался. Главный вывод который я сделал из прочитанного - оказывается, что про гражданскую войну я не знал ничего, вообще, то есть совсем. А те представления, которые были, настолько далеки от истины, что пришлось перевернуть их в голове на 180 градусов.
Теперь о самом фильме, всё что касается отображения исторических событий в нём, а зачастую даже логики сюжета.
Хочу провести небольшой анализ, потому что на большой не хватит сил и времени.
Ну во первых, как все наверное знают, фильм снят по мотивам повести Бляхина "Красные дьяволята". Почему "по мотивам"? Да потому, что уж очень большие изменения в сюжете, главное среди которых - перенос событий с послевоенного времени на военное, на годы гражданской войны, конкретнее на весну 1920-го года. Отсюда всё остальное несоотвествие с первоисточником. Если в повести "Красные дьяволята" сражаются с махновцами, которых в то время уничтожала армия Будённого, то в фильме "Неуловимым" приходится довольствоваться бандой Бурнаша, потому как Махно в этот год был союзником Красной Армии. Правда Будённого в фильме оставили. Не нашли кем заменить? Конечно, ведь заменить-то его было не кем. Не было в это время там ни только Буденного, но и Красной Армии вообще. Разве что мимо проходили, чтобы вступить в борьбу с польскими интервентами. Ну уж точно не до бандитов им было.
Итак видно, что весь сюжет фильма основан на совершено фантастических событиях, которых не только не было, но и не могло быть в те годы.
В фильме можно выделить следующие действующие группы: это собственно "мстители", банда Бурнаша, буденновцы и местное население.
Если со "мстителями" всё более-менее понятно: у двоих из них "бурнаши" убили отца, и они за это мстят. Правда, за что мстят примкнувшие к ним ещё двое я не знаю. Почему цыганёнок отстал от табора и почему "гимназист" бросил гимназию и как оказался в сельской местности, так и остаётся тайной. Мстят, правда, они довольно странно: возвращают угоняемых бурнашами коров (о них ещё чуть позже). Вот это месть так месть, бурнаши наверное очень расстроились, второй раз ведь реквизировать коров им принципы не позволяют. Далее - "освобождают" Сбруевку - действие в стратегическом плане совершенно бессмысленное, так как ничего вроде бы не мешает бурнашам занять Сбруевку снова. А захваченных в Сбруевке пленных мы позже видим снова у Бурнаша - народ их судил и решил отпустить. Кстати, если бы их судили и не отпустили, то куда бы дели? Далее они нападают на проезжавшую мимо карету, не поинтересовавшись предварительно, а кто же там в ней едет. Но, видимо, им всё равно на кого нападать и кого убивать, лишь бы численное преимущество позволяло. Далее Данька внедряется в банду к самому Бурнашу. Зачем? Об этом бы вряд ли кто когда-нибудь догадался и поэтому по ходу фильма даётся подсказка: он провёл мор среди лошадей (бедные лошадки, они то в чём провинились?) и кого-то предупредил на хуторе, что придут реквизировать зерно. Мор лошадей это очень хорошо и полезно в качестве мести. Вот только недостатка лошадей у банды мы что-то не наблюдаем. Почему? Видимо бандиты реквизировали потерянное количество лошадей у местного населения. Так кого же лишили лошадей в таком случае мстители? И с изъятием зерна у хуторянина: интересно, чтобы вы стали делать узнав об этом и куда можно спрятать изрядный запас зерна за короткий промежуток времени так, чтобы не нашли? Лично я ничего придумать не могу.
Ну собственно о "мстителях" и всё. Ну правда ещё они в конце угоняют состав с зерном, о котором будет ниже.
Теперь немного про 1-ю конную армию Буденного, которая якобы сражается с бандой Бурнаша. Но только что-то никаких сражений мы не видим. А чем же они тогда занимаются? Да ничем, на гармошке играют и песни поют, веселуха у них. Ну ещё Буденный карту разглядывает, но что-то никаких стратегических планов по разгрому банды не строит. Да и какие нужны планы армии, имеющей в составе почти 2 десятка тысяч сабель, бронеотряд, 4 бронепоезда и бомбордировочную авиацию, чтобы разгромить горстку полупьяных бандитов. Да и на кой им этот Бурнаш сдался, гоняйся ещё за ним. Потому и поют...
Теперь о местных жителях. Речь конечно о жителях села Сбруевка, их показывают совсем немного, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Всё местное население представлено несколькими женщинами, детьми и одним единственным мужчиной - местным священником. Полное отсутствие взрослого мужского населения вызывает несколько вопросов. А куда оно делось? Мобилизовали? Но как мы все знаем, мобилизацией занималась только Красная Армия, Белая была добровольческая. И уж тем более во всевозможные банды шли больше по идейным соображениям. И что бы все мужчины села сразу... Отсюда следующий вопрос, а кто будет пахать? И как сможет село перезимовать, если никто не вспахал, не посеял и не собрал урожай. Думаю, что о последствиях столь беспечного отношения к сельскому труду дополнительно говорить не нужно - все понимают сами. И не спасёт селянку никакая корова - кормилица.
Если кто-то думает, что во время Гражданской войны вся страна только и делала, что воевала - тот глубоко ошибается. В большинстве своём страна жила мирной жизнью и работала. Особенно в сельской местности. Иначе неминуем голод и поголовное вымирание. Голод же в Поволжье в 20-е годы был вызван исключительно засухой и неурожаем, а проблемы с хлебом в городах - запретом рыночной продажи зерна. Так что отсутствие мужчин в селе целиком на совести авторов этого фильма. Куда делись все мужчины - надо спрашивать у них, может быть и ответят.
А может члены бандиты и есть местные мужчины? (Ну вот мы и перешли к обсуждению банды Бурнаша) Скорее всего так и есть, откуда бы тогда им ещё взяться, ну разве что из соседнего села. Просто забили на пахоту и решили поиграть в войну. Только непонятно с кем и зачем. А, так с собственными семьями и жёнами, отобрав и угнав у них куда-то коров. А, собственно, куда их можно было угнать? В соседнее село на продажу? Или скотобойню с мясокомбинатом где-то рядом открыли? А может в личное стадо Бурнаша? Об этом мы никогда не узнаем. Благо, коровы благополучно вернулись и больше их никто не угонял.
А чем же бандиты замаются, воюют? Нет, в фильме мы этого не видим. Ловят мстителей? Но нет, тут похоже как в анекдоте: "А почему она неуловимые, их так трудно поймать?" - "Нет, просто они нафиг никому не нужны".
Зато мы видим как они проводят свободное время: Пьют в кабаке, праздно шатаются по селу, моются в бане. Последнее "их положительно характеризует". Причём моются они не только днём и вечером, но и рано утром на рассвете - очень чистоплотные.
Да, вот только в конце мы видим, что они грабят буденновский поезд с зерном. Есть-то им надо, а пахать надоело. Правда у меня вопрос, а откуда у буденновцев зерно? Ну разве что они между делом (боями) вспахали, посеяли и собрали урожай. Хотя может быть им зерно прислали из Москвы. А жителям села больше ничего не остаётся, как грабить проезжающие составы с хлебом. Кстати, на составе ведь нигде крупными буквами не было написано, что он будённовский. Как же "мстители" догадались? Ответ очевиден. Хлеб в то время мог быть только буденновским и ничьим больше.
Ну, собственно и всё. Отмечу ещё чудеса ловкости, проявленные бурнашами при поджоге моста. Надо ведь было как минимум на полчаса опередить мчащийся состав, чтобы успеть облить мост бензином, (канистры с собой надо было прихватить, предвидя такое действие), поджечь, чтобы он как следует разгорелся. Как они умудрились сотворить такое чудо - я не знаю.
Ну, в общем, как видно из написанного мной, фильм очень весёлый и занимательный.
Реплика от Автора
Понятно, что к историческим реалиям фильм никакого отношения не имеет. Это не "по мотивам реальной истории", но ИСТЕРН (вариант вестерна) - фильм-приключение.
Главное - противостояние хороших и плохих. Зло конкретное - черно-белое. Но при этом отсутствует жесткость и кровавость сцен современного кино. В чем-то даже перебарщивают с гламурностью. Лица героев красивы, одежда опрятна, с богатой отделкой - такая себе костюмированная фентезийная история.