По мотивам фильма режиссера Ивана Лукинского 1968 года создания.
Фан-трейлер по мотивам филима "Деревенский детектив".
Ностальгическое путешествие в советскую деревенскую жизнь с правильным милиционером-воспитателем. Который и следствие ведет не как криминалист, а как психолог - точно вычисляет "обиженного", укравшего аккордеон. Ибо других мотивов нет.
........................................................................................................................................................................
Несколько идеалистичен мир советской деревни. Но в сравнении с тем социальным беспределом который придет в деревню через сорок это был действительно весьма благополучный мир.
Автор вырос в большом городе, куда его мама сбежала из послевоенной голодной деревни. Но в деревне оставалась бабушка Маришка и брат мамы Толя.
Помню в шестидесятые мальчишкой в деревне выходил в эфир с пиратской коротковолновой радиостанции. Просто поболтать с таким же фанатами. Радиостанции собирали на коленке из простых компонентов. За ними охотились органы и через несколько лет это увлечение-поветрие исчезло. Помню очаги на подворье. Варили борщи и каши в фигурных казанах. Топили кизяками. Засилье коров, свиней, кур с гусями в хозяйстве. Немецкая каска вместо миски у дворового пса. Каждый приезд дяди из села - это привезенная куринная тушка , а то и хороший шмат мяса с салом из свежезарезанной свиньи осенью...
Мнение
Недавно услышал авторитетное мнение критика, который, характеризуя творчество знаменитого актера Жарова, негативно высказался по поводу его участия в трилогии про деревенского детектива Анискина. Якобы и фильм слабоват, и роль не совсем интересная. Захотелось поспорить. В частности, по поводу "Деревенского детектива". Действительно, современного зрителя вряд ли удастся удивить сюжетными коллизиями фильма. Все максимально просто и незамысловато, на классический детектив, вроде, не тянет. Да и конфликт какой-то уж слишком приземленный - главной ценностью, которую украли у заведующего клубом, стал аккордеон...
Можно еще долго иронизировать над наивностью мировоззрения сельских жителей, их бытом (простым и милым одновременно), их любовной неразберихой (на руку сельской красавицы продавщицы Дуси в наличие имеются аж 2 серьезных претендента), а можно просто порадоваться за режиссера, который сумел передать колорит сельской жизни советского колхозника без показного пафоса. И просто без излишней орнаментальности заставить зрителя влюбиться в простого человека села, который поет на берегу реки душевные песни, работает в поле и на ферме так, что веришь (как не смешно это звучит), что счастье в труде.
Юмор в фильме - неотъемлемая составляющая авторской концепции. Чего стоят хотя бы сцены "отрезвления" "художника" в бочке с лягушками, нелепого поведение завклубом во время поиска его "сокровища" с тремя регистрами... Лирическое начало фильма - особый разговор. Очень приятно наблюдать за тем, как герои стесняются открыто проявлять свои чувства, они тактичны и подчеркнуто галантны, эти деревенские влюбленные...
Послевкусие после очередного просмотра фильма остается неизменным - приятная, дурманящая ностальгия за чем-то навсегда утраченным...
Как создавался фильм
Лента была поставлена по одноименной повести Виля Липатова из цикла, посвященному деревенскому участковому Анискину. Рассказы и повести из этого цикла впервые были опубликованы на страницах журнала «Знамя» в 1967-1968 годах. В 1968 году цикл «Деревенский детектив» был издан отдельной книгой.
Прототипом главного героя цикла, Федора Ивановича Анискина, стал реальный человек — участковый милиционер из поселка городского типа Тогур Колпашевского района Томской области.
Повесть «Деревенский детектив» стала одним из произведений, которые принесли Липатову всесоюзную известность. Как и роман «И это все о нем», и повести «Сказание о директоре Прончатове» и «Еще до войны», она была с интересом встречена критикой и читателями, вызвала оживленные дискуссии в литературных кругах и была экранизирована.
Постановщиком киноверсии повести стал Иван Лукинский, режиссер, чьи картины «Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине» (Как снимали фильмы), «Взорванный ад» уже были хорошо известны советскому зрителю.
Простой и славный, умеющий убеждать негодяев не кулаками, а тихим добрым словом — вот портрет нашего родного супермена. Таким и был участковый Анискин в «Деревенском детективе».
Иван Лукинский, режиссер «Деревенского детектива» сразу решил, что поселкового милиционера должен играть Михаил ЖАРОВ — актер невероятно положительного обаяния. Но согласится ли мэтр советского кино на «бытовую» роль?
Жаров принял предложение с восторгом и со всей ответственностью подошел к созданию образа. Перед съемками актер тщательно ознакомился с работой участковых в Заволжском РОВД города Калинина (ныне Тверь).
Несколько дней он стажировался у очень уважаемого милиционера Федора Петровича Афанасьева. Как и он, Жаров не расставался с планшеткой, хотя у многих уже были папки, так же неспешно говорил.
«Насколько же участковый Анискин похож на самого Михаила Ивановича! Ребенок — наивный, душевный, иногда чуть капризный», — восхищался второй режиссер фильма Виталий ИВАНОВ.
Жаров очень переживал, если что-то не получалось, и тогда на помощь ему приходила Татьяна ПЕЛЬТЦЕР, которая сыграла жену Анискина. Глафиру. Все умилялись, глядя, как она его успокаивает за кадром.
Сьемки проходили в селе Городня-на- Волге Калининской области. Местные жители киногруппу обожали! А в день рождения Жарова селяне принесли картошечку, огурчики, сопения, накрыли огромный стол. Несмотря на возраст, Михаил Иванович выпивал и танцевал наравне со всеми. А ведь он тогда только выписался из больницы!
«На съемках фильма «И снова Анискин» жара стояла градусов под сорок, а Жаров, отсняв свои сцены, без перерыва, обливаясь пОтом в милицейском мундире, продолжал режиссировать другие эпизоды. Даже не отдохнув! — вспоминал Лев БОРИСОВ.
— Он здорово мне помог в работе над ролью. Помню, показал один дом на берегу Волги — старенький, ветхий — и говорит «Вот таким должен быть твой старик Неганов!» Я сразу понял, как нужно играть. Так что прототипом моего героя оказался полуразрушенный домик».
ШПАРГАЛКА для УЧАСТКОВОГО
На съемках у Жарова иногда возникали проблемы с памятъю — он забывал текст. Приходилось импровизировать. Когда снимали эпизод, в котором Анискин разговаривает с учениками, прогуливаясь по классу, на каждую парту Михаил Иванович велел положить листочки, где крупными буквами были написаны его реплики. Он шел между рядами и, склоняясь над учеником, читал шпаргалки!
ТРУДНО БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ
В фильме «И снова Анискин» Александр БЕЛЯВСКИЙ сыграл музейного вора Филина. В сцен, где его герой скрывается от участкового, актеру пришла идея переодеться женщиной. Белявского нарядили в платочек и платьице, подложили бюст, а вот найти женскую обувь 45-го размера оказалось нереально.
Жаров сам обошел все близлежащие магазины, но нашел лишь туфли 40-то размера. Сзади их подрезали и с трудом натянули на Белявского. После съемок этой сцены актер долго не мог ходить — все ступни были в мозолях.
СЕМЕЙНЫИ ПОДРЯД
Анна Жарова, дочь Михаила Ивановича, сыграла в фильме «Анискин и Фантомас» пионервожатую. «Даже дома папа зубрил со мной текст и учил держаться перед камерой, — вспоминает Анна. — Себе тоже спуску не давал. В процессе работы он заболел воспалением легких, на съёмки на отменил». В следующем фильме, «И снова Анискин», ее Аня уже работала воспитательницеи в детском саду.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
— Участковый Анискин — последняя роль в карьере Михаила Жарова. После смерти Лукинского режиссером фильма «И снова Анискин» стал сам Михаил Иванович. К тому времени он был уже тяжело болен, но достойно держался перед камерой.
— После выхода на экраны «Деревенского детектива» руководство МВД подарило Жарову два милицейских мундира. С тех пор Михаил Иванович выступал в них на концертах к Дню Милиции.
— Композитор Владимир ШАИНСКИЙ считает, что для кинотрилогии написал свои лучшие песни — «Травы, травы» и «Вместе весело шагать.
— Когда Анискин встречается с Гришкой Сторожевым, в кадре видна афиша кинофильма «Еще раз про любовь», вышедшего на экраны в 1968 году. — Михаил Ножкин должен был играть в фильме одного из братьев Паньковых, но роль досталась другому актеру. В фильме осталась шуточная песня про Анискина, которую Ножкин сам сочинил и исполнил.
— Поэт Алексей Дитерихс, автор текста песни «Не приду я к тебе на свиданье», музыку к которой написал композитор Анатолий Лепин, вспоминал: «К сожалению, режиссера не устраивала одна моя строчка. Там было так: «Вьется кольцами чуб твой кудрявый, Только ветер гуляет под ним».
Я имел в виду, что парень был легкомысленный, но Лукинский считал, что люди не поймут этого, и мне пришлось написать: «Бровь дугою взлетает под ним».
Режиссера эта строчка устроила, но Лепин настоял на том, чтобы в фильме прозвучал первоначальный вариант, и я думаю, он был прав. В результате в фильме исполняется вся песня, а строчка «Только ветер гуляет под ним», если зрители помнят, заглушена балалайками».
— Песню «Не приду я к тебе на свиданье» исполняет Екатерина Шаврина.
В советском прокате в 1969 году картина заняла 20 место по посещаемости, собрав у экранов кинотеатров 25 миллионов человек при тираже 1797 копий. Главный герой ленты, обаятельный, мудрый, отзывчивый, преданный своей профессии и односельчанам Анискин в исполнении Михаила Жарова стал народным любимцем.
«Сельский Мегрэ» так понравился зрительской аудитории и создателям «Деревенского детектива», что с перерывами в несколько лет появились два продолжения фильма – «Анискин и Фантомас» (1974) и «И снова Анискин» (1978). Михаилу Жарову его персонаж полюбился настолько, что он не только вновь сыграл его, но и принял участие в постановке ремейков.
Инфо с проекта "Ностальгия по советскому"