Главная
- Шестидесятые года (фан-ролики)

"Берегись автомобиля "

"Берегись автомобиля"

В ролях

Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Луч»
Длительность 90 мин. Страна СССР Год 1966

Съемочная группа

Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
Режиссёр — Алексей Коренев
Композитор — Андрей Петров
Звукооператор — Валерий Попов
Дирижёр — Юрий Силантьев
Художник по костюмам — Шелли Быховская

Иннокентий Смоктуновский - Юрий Иванович Деточкин страховой агент
Олег Ефремов - Максим Петрович Подберёзовиков следователь
Любовь Добржанская - мама Деточкина
Ольга Аросева Люба - невеста Деточкина
Андрей Миронов - Дима Семицветов
Татьяна Гаврилова Инна - жена Семицветова
Анатолий Папанов - Семён Васильевич Сокол-Кружкин тесть Семицветова, подполковник в отставке
Георгий Жжёнов - автоинспектор
Евгений Евстигнеев - Евгений Александрович режиссёр народного театра
Сергей Кулагин - Филипп Картузов директор пивной
Виктория Радунская - Таня криминалист
Готлиб Ронинсон Яков - Михайлович начальник Деточкина
Борис Рунге - человек с чемоданами
Яков Ленц - продавец в табачном киоске
Вячеслав Невинный - сосед-автослесарь
Донатас Банионис - пастор, покупатель «Волги»
Галина Волчек - покупательница магнитофона
Любовь Соколова - народный судья
Антонина Максимова актриса любительского театра
Юрий Яковлев голос за кадром

......................................................................................................................................................................

Антон Долин
Почему этот фильм для многих лучший? Есть простейшие ответы. Например, это первая совместная картина Эльдара Рязанова с Эмилем Брагинским, своего рода манифест и квинтэссенция потрясающего тандема. Хотя были у Рязанова шедевры и до этого («Карнавальная ночь», «Гусарская баллада»), и после («О бедном гусаре замолчите слово», «Жестокий романс»), и крылатых фраз там хватало. А еще «Берегись автомобиля» — картина с потрясающим даже по рязановским меркам актерским составом: Смоктуновский и Ефремов, Миронов с Папановым, упоительные эпизоды Баниониса, Волчек, Невинного. Удивительно удачно выбран и спародирован жанр нуара — только советского: тон задан прологом. Даже музыка Андрея Петрова, который, кажется, плохую писать не умел, здесь какая-то особенно удачная — при звуке фамилии Рязанов сразу в голове заиграет этот трогательный вальсок.

Однако «Берегись автомобиля» шедевр не поэтому: причина — Юрий Деточкин. Пожалуй, единственный персонаж советского кино, способный стать в один ряд с главными типажами русской (Печорин, Обломов, Раскольников) и мировой культуры (Дон Жуан, Фауст, Швейк). Памятник ему поставили не случайно и не зря. Чудак-идеалист оброс литературными побратимами еще до написания сценария — в городском анекдоте о благородном похитителе нажитых неправедным трудом машин его называли советским Робин Гудом. Но в фильме он, конечно, больше похож на Рыцаря печального образа. Или пушкинского рыцаря бедного. Или Чацкого, Гамлета, Мышкина: идиотом в сердцах называет Деточкина его невеста Люба. Его дрожащий голос, некрасивая стрижка, порывистые движения, неловкая улыбка — сравнимая с улыбкой Кабирии в финале картины — складываются в образ, который невозможно забыть.

Он садится за решетку, но он и выходит: «Я вернулся». «Берегись автомобиля», кроме всего прочего, фильм о наступления эры милосердия. На смену лагерному беломору пришли сигареты «Друг», а следователь яростно не хочет сажать преступника: теперь ему больше хочется прощать. Но важно и то, что он, сыщик, больше не герой советского детектива. Герой — злоумышленник, да не чеховский, а настоящий, нарушивший Уголовный кодекс. Чтобы позволить такое своему Деточкину, Рязанов с Брагинским должны были сделать его святым — и вместе с тем живым. Конечно, актера более подходящего, чем Смоктуновский, чья юность прошла на войне, а молодость — на сцене в Норильске, среди других ссыльных и заключенных, было не подобрать. Внутренняя боль, негромкий надрыв и самоирония, исключившая начисто гамлетовски-козинцевский пафос (над которым Рязанов глумился беззлобно, но метко), — из этого слеплен «маленький человек» Деточкин, чья свобода — ясное дело, внутренняя — надолго стала народным слоганом фильма.  

«Один верит, что Бог есть, другой — что Бога нет. И то и другое недоказуемо», — резонно замечает в фильме священник-барыга. Кажется, Юрий Деточкин стал неожиданно веским доводом в пользу первой версии.  

Обсуждение и критика.

Сценарий этого, быть может, лучшего фильма Эльдара Рязанова писался с расчетом на Юрия Никулина. Именно он, по замыслу сценаристов, и должен был сыграть современного Робин Гуда - Юрия Деточкина, переводившего деньги, вырученные за украденные им у "рвачей-богачей" автомобили, в детские дома. Вероятно, согласись Никулин сыграть эту роль, картина "Берегись автомобиля!" была бы иной - более веселой и эксцентричной. Но Юрий Никулин уехал на длительные зарубежные гастроли, и роль Деточкина исполнил Иннокентий Смоктуновский.

Актерская индивидуальность Смоктуновского повернула характер его персонажа в сторону легкого безумия и неподдельной грусти. Здесь как нельзя лучше пришлась ко двору великолепная музыка Андрея Петрова. Его минорный вальс словно передавал суть характера Юрия Деточкина, его беззащитную наивность, трогательную правдивость и мягкость манер...

Заставив Деточкина играть Гамлета в спектакле самодеятельного театра, замахнувшегося "на Вильяма нашего, на Шекспира", авторы, конечно, рассчитывали на неизбежную цепь ассоциаций. Ведь именно Смоктуновский всего двумя годами раньше сыграл принца Датского в экранизации Григория Козинцева, триумфально обошедшей многие фестивали мира. Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей.

На мой взгляд, "Берегись автомобиля!" образец удачного жанрового синтеза, где все кинематографические "одежды" сшиты точно по "росту и фигуре" авторского замысла. И хотя Смоктуновский, вне всякого сомнения, солирует в картине, остальные роли также запоминаются надолго, пусть даже по одной-двум репликам. Так что вполне закономерно, что фильм стал признанной классикой отечественного развлекательного кино.
Александр Федоров

... Прочитал сценарий. Можно внести уточнения.
"Владельца" пивной зовут Филипп Картузов, а у начальника Деточкина фамилия - Квочкин.
Диме двадцать семь лет, он окончил Институт связи - поэтому любил работать с техникой. Его тесть - подполковник, Инна работает косметологом в Институте красоты, однокомнатную квартиру приобрели недавно.
Режиссер был такой злой на репетиции (угрожая "вывести с поля") поскольку: "Вчера «Спартак» не смог одолеть «Динамо», и поэтому режиссер находился в трансе."
Любопытный нюанс: "– Это нога у того, у кого надо нога! – раздраженно ответил Максим и невольно сам задумался. Потом отогнал мысль, недостойную дружбы..."
Ещё нюанс: "В связи с установкой гаража Подберезовиков отменил ночное наблюдение, о чем Деточкин выведал на одной из репетиций".
Прояснилось с крановщиком: "Юрий Иванович наплел крановщику с три короба: что, мол, кого-то надо встречать, что кто-то болен, что ключи у кого-то на даче... Самый вид Деточкина, все его слова были настолько искренними, что крановщик ни в чем не усомнился и взялся помочь."
Пастору машину продал на Рижском взморье: "Вот уже три дня он мотался по Риге и ее живописным окрестностям, но никто не хотел покупать машину без документов. Положение Деточкина было отчаянным, как вдруг подвернулся этот тип." 
В сценарии Деточкин перевел деньги в город Метельск: "А переводил он деньги в Метельск потому, что в военные годы, когда мама ушла в ополчение, Юра воспитывался именно в этом детском доме."
Люба собиралась в "ссылку" за Деточкиным: "– А если можно будет с тобой поехать, я поеду... И на Колыме люди живут, или где там еще?".
Пастор на суде:"– Мои деньги пропали, – вкрадчиво говорил умный пастор, – но они пошли на хорошее дело, угодное Богу, поскольку товарищ подсудимый отдал их детям."
 Во время следствия Деточкин подвергался судебно-медицинской экспертизе и был признан психически нормальным.
По поводу полученного срока в сценарии следующее: "Прошло время. Неизвестно сколько. Но, вероятно, немного... По улице шел Деточкин без охраны." И последнее:"Своего сына Деточкины назвали Максимом."

... Это один из трёх фильмов нашего кинематографа где поднимается проблема несоответствия справедливости и закона. Так же естественно "Место встречи...". И из последних - "Ворошиловский стрелок". Конечно и в других фильмах все эти проблемы затрагиваются, но что бы так ярко и талантливо, по моему только в этих трёх. Ещё конечно есть "Десять негритят", но там всё это как то не очень серьёзно.

... Первоначальное название фильма-"Угнали машину". Автор идеи Никулин. Он же должен был играть главную роль. В роли следователя-Яковлев. А знаменитую пивную снимали в Одессе.

... Монолог несчастного Димы с насосом ("ну почему, почему я, человек с высшим образованием, должен приспосабливаться, скрываться, почему я не могу жить открыто, как ВСЕ" - к слову, а какие это "все"? Тот же Топтунов - заместитель трикотажной фабрики с двухэтажным особняком?). Даааа...

"Мы будем, допустим-таки, беспощадно бороться с допустим нетрудовыми доходами". 

Так оно, в итоге и случилось. Отставнюк, который на рынке, видимо, не последняя фигура, ещё и образует этакий срез общественного мнения. те самый восемьдесят с хвостиком прОцентов, которые "из большинства" (Рязанов - "Гараж").
А Дима, что Дима? Ищет "хрюндики", отмывает их через комки - и государству прибыль (если продавать "хрюндики" из рук в руки, не будет комиссионного сбора - КСТАТИ!) - берёт у знакомых с 10-15-ти процентной надбавкой (скажем, привезли Грюндик из ФРГ - что-то, около 200 рублей. Дима выкупает за 250, может и дешевле - ставит в магазин за те же, примерно 250 плюс-минус 20, сообщает, кому надо, что "есть грюндик, завтра на прилавке будет с 10-00, дать нужно будет в кассу 200 и 50 ему". 

Не все же потащатся на Беговую, прибыв из командировки с грюндиками. А в комке надёжно.
СССР выпускал неплохие ЗИЛ-ы, УРАЛ-ы, Тополя и многотонные экскаваторы. Но вот с бытовой техникой получалось не очень. Получалось, но... Не очень. Летело всё - воспроизводящие и записывающие головки, горели обмотки, выходные транзисторы, рвались пассики, накрывались динамики. Покупка магнитофона (особенно с появлением 4-х дорожечной записи) становилась головной болью, как и телевизоров, кстати. Старые "Дайны", конечно, пахали долго, но там уже было не прокрутить четыре дороги, да и с дизайном было не ахти - помесь комбайна, швейной машинки и пулемёта.
В то время, как приобретение Грюндика или Соньки означало, что лет на 10 никаких заморочек (если, конечно, не выбивало блок питания от прыжков напряжения).

Дима делал деньги и шифровался. "Дача на моё имя, машина на имя жены" - квартира, ниже написали верно, скорее всего самой "кулубники". Как и гараж - скорее всего.

Непонятен Деточкин - что он вцепился в Семицветова? Да, он на него несколько косо посмотрел как всякая озабоченная и комплексующая "шляпа" смотрит на удачливого, богатого, молодого и красивого советского бизнесмена.

Деточкин, однако, не трус. Он качественный работник, он действительно талантлив во всём ("А вы не знаете, так молчите!"). На сцене, на работе - как легальной, так и нелегальной. Не очень удачлив в любви, но в определённой практичности ему не откажешь. Угонять автомобили (что само по себе непросто), гонять эти машины по стране, продавать их без документов - не всякий диванный интеллигентишка на такое был способен.

Деточкин борец (а не борцун) с несправедливостью, но Семицветов реально не при делах, и в картотеку его попал незаслуженно (поэтому-то Деточкин и попался, как и с машиной Тютькина, которую, пока Деточкин к ней присматривался, уже успели конфисковать, самого Тютькина отправили в Сибирь убирать снег, а машину передали заслуженному профессору Советского Союза")

Владимир З
| 2017|


Фан-ролики 60-х годов