Ролик созданный по мотивам фильма режиссеров Алексея Сахарова (новелла "Афера") и Александра Светлова (новелла "Скорпион и вата") 1967 года создания.
Для Автора проекта "Старое кино" сюжет фильма близок тем, что он побывал в "шкуре" матроса коммерческого флота открытого моря в той же Одессе. Но с поправкой на время - это был флот советской империи 70-х годов.
На судах этого флота были совсем другие отношения людей в экипаже. Исключающие отношения в стиле "человек человеку волк". Не было и такого противостояния с таможней. Хотя приключения с такой темой (тонущее судно и провоз контрабанды) присутствовали в морской биографии автора.
Съемочная группа
Сценаристы: Алексей Сахаров, Александр Светлов
Режиссёры: Алексей Сахаров, Александр Светлов
Оператор: Анатолий Мукасей
Композитор: Юрий Левитин
Художник: Александр Кузнецов |
В ролях
Виктор Задубровский — Николай Чумаченко
Николай Досталь — Хозе-Мария Дамец
Лев Дуров — Петренко, таможенник по прозвищу Скорпион
Владимир Балашов — капитан
Рашид Атамалибеков — штурман Спирка
Владимир Балон — старпом парохода «Юпитер»
Эдуард Бредун — Зуев, матрос
Леонид Пирогов — Пётр Карпов, владелец судна
Герман Качин — Кондратов, матрос
Анатолий Мукасей — Мукасей, матрос
Михаил Орлов — портовый чиновник
Владлен Паулус — Владимир Яковлевич, старпом
Виктор Филиппов — Романов — чиновник морского ведомства
Евгений Моргунов — певичка в иллюзионе «Нимфа» |
ОТЗЫВЫ
Нюх и практика!
Этот замечательный 'двухновелльный' фильм снят по трём рассказам 'Погибель', 'Вата' и 'Компас' писателя, прозаика, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова.
В 1901 году Борис Степанович поступил на естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета, которое окончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий.
Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем. Учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института, находился на военной службе в морской авиации. И всё это время параллельно занимался литературным творчеством. Житков писал о разных профессиях.
В своих произведениях он воспевал такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Герои его произведений часто попадают в экстремальные ситуации.
Вот и главные персонажи обеих новелл - Хозе-Мария Дамец (Николай Досталь) и Николай Чумаченко (Виктор Задубровский) - постоянно попадают, что называется, 'из огня до в полымя'!
Новелла 1: 'Афера'
Русский парень Николай и испанец Хозе попадают на судно, которое владелец решил затопить, чтобы получить страховую премию. Друзьям удаётся разоблачить негодяя, но этот благородный поступок выходит им боком. Яркая и динамичная новелла с отличными съёмками бушующего моря. Хозе и Николай отлично 'держат кадр', особенно Хозе - ну, настоящий тореадор!
Имеется здесь и блестящий эпизод с Евгением Александровичем Моргуновым, когда он выступает на сцене в роли певицы! Надо сказать, что Евгений Александрович был человеком без комплексов, и любил розыгрыши.
В книге Льва Давидовича Лайнера 'Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин' описывается забавный случай, когда Моргунов, переодетый в женское платье, гулял под ручку с Никулиным. Прохожие никак на это не реагировали, и только маленькая девочка заметила, что у 'тёти' волосатые руки!
Новелла 2: 'Скорпион и вата' Одесса начала века. Революционный комитет поручает Николаю и Хозе переправить из Турции подпольную литературу. По тайному доносу на судне силами таможни произведён обыск. Жандармы находят запрещённую литературу, но не могут дознаться, кто её туда положил. После обыска друзья решают наказать осведомителя.
Новелла выдержана в лёгком 'юморном' стиле: драки, погони, забавные сцены. Отличная музыка, подчёркивающая комедийность моментов. Запоминающаяся роль Льва Дурова. Его таможенник 'Скорпион' - средоточие отрицательных качеств - злобен, скрытен. Дуров играет легко, раскованно, даже - изящно. Ему легко изображать из себя 'рентгена', видящего контрабанду даже сквозь палубу, потому что на корабле есть 'стукачёк', который и выдаёт ему тайники моряков.
Большой плюс фильма в том, что режиссёры Алексей Сахаров и Александр Светлов объединили обе новеллы 'сквозными персонажами' Николаем и Хозе. Это позволило разрозненные рассказы связать в единое последовательное повествование с интересными актёрами, весёлой музыкой и запоминающейся атмосферой Одессы начала века.
FRIDMON