По мотивам фильма "Коллеги" (режиссер Эдмонд Сахаров 1962)
ЛИЧНОЕ:
Непростое для Автора кино. В нем вижу сильный нравственный посыл. Призыв начать дискусию в отношении места личности в обществе, в праве на "свою неповторимую" трактовку обязательств перед обществом. Осторожно было проговорено о праве Личности на особый путь в делании карьеры и себя в в идеологическом обществе. В дискусиях "ретроградов" из старшего поколения и "реформаторов" из молодого, проговаривается замыленное утверждение - "можно быть в модных штанах и быть правильным парнем в мыслях и поступках".
В фильме старшее и молодое поколение слилось в гармонии.
На самом деле - этот фильм была первой ласточкой в череде разговоров, действий, провокаций, которые разломали идейную целостность большевизма и привело к созданию прослойки внутри общества, настроенной опозиционно к общественному мироустройству страны Советов. В итоге движение за "Мое неповторимое Я" выродилось в ненависть не только к большевизму, но и ко всему русскому миру.
Думаю, писатель Аксенов - создатель повести "Коллеги" - не любит свои первые произведения именно в силу того, что тогда только начал проговаривать свои мечты-идеи о праве Личности быть настолько значимой, что ей можно принести в жертву все "имперские" амбиции современников которые строили Державу, а не уютный мирок для любителей вкусненького...
В фильме достигнута гармония и понимание, но иллюзий нет. Вряд-ли будущая биография героев фильма будет такой благостной, как это получилось в фильме.
Неудовлетворенность и самомнение далеко заведет (и разведет) наших героев. У того же Аксенова жизненный путь продолжился в качестве журналиста Голоса Америки и Радио Свободы - прямое сотрудничество с врагами русского мира.
Поэтому фильм "Коллеги" - это констатация накопившихся противоречий в мире СССР. Которые (в фильме) пока разрешаются пространными и горячими монологами-диалогами.
Не лишнее вспомнить - до того стреляли в опонентов. И после того - начали стрелять...
"Коллеги" 1962
Съемочная группа:
Автор сценария: Василий Аксёнов, Алексей Сахаров
Режиссёр: Алексей Сахаров
Оператор: Владимир Николаев
Художник: Иван Пластинкин
Композитор: Юрий Левитин
Актёры Василий Ливанов — Саша Зеленин
Василий Лановой — Алексей Максимов
Олег Анофриев — Владька Карпов
Нина Шацкая — Инна
Тамара Сёмина — Даша
Ростислав Плятт — Дампфер
Эдуард Бредун — Бугров
Анатолий Соловьёв — Тимоша
Владимир Кашпур — Егоров
Лев Поляков — Столбов
Феликс Яворский — спутник Инны
Иван Любезнов — Ярчук
Вера Енютина — жена лесника
Гавриил Белов — один из сватов (нет в титрах)
Борис Рыжухин — Михаил Сазонов, спутник Егорова
Михаил Кокшенов — один из судовых врачей на собрании
Василий Макаров — главный инженер
... Очередная борьба хорошего с еще лучшим. Я же считаю и этот, и похожие фильмы 1960-х, потоком хлынувшие на экран, картинами о жизни городских маменькиных сынков, которые не знают о жизни ничего, но вот гонора и апломба у них хоть отбавляй. Очень напоминают современную молодежь. Хотя, собственно, что значит - напоминают? Это и есть их предшественники, всех этих "кое-какеров" (по великолепному выражению Задорнова).
Про этот и большинство похожих поделок ни о чем вроде "Я шагаю по Москве" или там "Застава Ильича" можно сказать так: Героическая эпоха "Трактористов" и "Большой жизни" закончилась, и на экран полезли "дети Арбата", со своими мелкими заботами и никому не нужными личными проблемами. Подавляющее большинство людей, живущих вне Москвы и Ленинграда (уж как привык), воспринимают эти картины в лучшем случае как ненаучную фантастику о жизни марсиан.
... Уровень фильма, если оценивать без эйфории 1962 года, и правда слабоватый, и плохи в нем не только положительные, но и отрицательные персонажи: все очень линейно-однозначны и напоминают голливудскую штамповку, но с бюджетом киносамодеятельности, вроде команды КВН г.Фрязино (со всем уважением к их интересным и смешным киноюморескам).
Попытка менять ритм киноповести, разрывая по тогдашней моде кадр и перемежая рассказы о троих главных ее героях, по-моему, у режиссера не получилась: если Ливанов получил динамику, несколько линий развития и любые ракурсы, то Лановому достались затянутые сцены с многословием, а Анофриеву - по сути, одна только песенка Шпаликова.
Зато прекрасный состав труппы: и не только молодые актеры - Ливанов, Лановой, Анофриев - но и Плятт, Кашпур, Любезнов и другие, которые украсили собой роли второго плана и эпизодов. Но эти роли их самих не красят, хотя мы смотрим фильм с ностальгической радостью узнавания лиц, времен и мест. Кино.
... Какой чудный фильм. И ведь я его вижу впервые в 2012 году (!). Как редко его показывали! Фильм зачарованно смотрела ради красавчика Василия Ливанова, как же хорош! Есть в нём некий аристократизм, и в молодости хорош, и в старости, кстати. Его герою уделено главное внимание, а его двум друзьям - гораздо меньше времени и сюжета, это бросается в глаза. Лановой в фильме на удивление трогательный.Сцена с танцем под снегопадом Саши Зеленина - великолепна. И курит, курит постоянно.
Многие моменты покоробили, фальшивы - голый энтузиазм врача показан, а трудности молодого, с апломбом, выпускника оставлены за кадром. Больные и умирающие люди такие все спокойные и доброжелательные, ага!
Диалог "стариков" со "стилягами" - пронял до слёз, отвыкла от людей вдумчивых и неравнодушных к тому, что вокруг. Вообще много хороших, простых и глубоких диалогов, которые отогревают душу.
Этот фильм призван воодушевить молодых врачей, только вот не говорит этот фильм, на что он их обрекает! Тут уж "Записки на манжетах" вспоминаются.
Так что впечатление неоднозначное. И чистый фильм, но и обманываться им нельзя.
... В еженедельном издании " Знаменитые династии России" № 97 Катаевы" опубликована интересная заметка, связанная немного с историей фильма "Коллеги".
В своём эссе "Юность бальзаковского возраста" Василий Аксёнов вспоминает о праздновании пятилетнего юбилея журнала "Юность" в 1960 г, на котором он вначале присутствовал как никому не известный автор. Но вот посреди банкета в зал внесли пачки только что отпечатанного юбилейного номера, в котором была опубликована повесть "Коллеги", и все в зале стали оборачиваться в его сторону. "Внимание, внимание, сказал кто-то ещё, к Вам направляется сам Старик Собакин. В смятении чувств я всё-таки вспомнил, что именно под этой кличкой Катаев был известен в литературной Москве "золотых двадцатых". Держа в руке бокал темно-красного вина, Катаев медленно шёл прямо ко мне. Я пью за Ваш роман, старик, сказал он. Грянули невидимые хоры, протрубили незримые фанфары. Я приобщен: моё сочинение, которое я и повестью-то называть стеснялся, назвали "романом", а меня самого "стариком", то есть литературным собратом"
На юбилейный номер "Юности" критик Станислав Рассадин написал рецензию под названием "Шестидесятники" - так впервые появилось это слово, ставшее наименованием целого поколения.
Песня из кинофильма - "Палуба"
... Фильм удачно передает настроение ранних работ Аксенова, которые по определению предназначались для молодежи (журнал «Юность»). В них есть дейнековский оптимизм, сила молодого спортивного тела, свобода юношеского максимализма. Одновременно там и сям всплывают – разумеется, в рамках приличий тогдашнего статуса писателя, с оглядкой на ценности комиссаров в пыльных шлемах, - вопросы и претензии к окружающей действительности. Связывает же эти два начала в вызревающем мировоззрении литератора-штатника магия «новых» слов, постепенно входящих в лексикон времен оттепели. Их значение для молодого человека с тяжелым грузом члена семьи «врагов народа» не могло не быть символическим, они - как стрелочки на пути в новый мир, как выяснилось в дальнейшем – забугорный. Отсюда и название повести – не характерные для советского мейнстрима «друзья-товарищи», а по-иностранному непривычное, слегка фрондерское - «коллеги». Режиссеру фильма – респект. Он критически визуализировал все эти «красоты» и передал простоту текста раннего Аксенова, которая все-таки лучше воровства, придал им грубоватое лирическое изящество киноповести начала 1960-х, прежде всего за счет удачного подбора разновеликих актеров и точно найденной интонации, что позволило уравновесить груз заложенных в эту бочкотару «розовых соплей», обильно пропитывающих сюжет: дидактическое противостояние старого и нового, слабенькие любовные линии и проч. Впрочем, эти «розовые сопли» компенсируются и той легкостью раннего Аксенова, на смену которой позже пришла угрюмая навороченность вымученного юмора и постсоветские «изыски», удачно спародированные одним современным писателем: "Нельзя писать, например, так: «Дрова шипели, словно размокший в писсуаре окурок, раскуриваемый нетерпеливым и жадным ртом»."
... Ранние работы Аксенова (которые он потом критиковал и пытался дистанцироваться), практически, ничем не отличались от сотни подобных работ других молодых и бодрых советских литераторов с задорными челками и в клетчатых рубашках. Сколько таких печаталось в "Юности" и других многотысячных изданиях по всему СССР. Сколько было репортажей и рассказов о геологических партиях, с полей страны или "как мы сплавляли лес по Енисею". Валовый объем таких публикаций легко бы сравнился с тоннами загруженных фотографий в современных инстаграмах. Все писалось как под копирку - и упрекнуть нельзя в плагиате, просто, как чувствовалось, так и писалось.Согласен с тем, что у Аксенова это получалось чуточку сочнее и смелее, чем у остальных, но это можно объяснить степенью подражания Хэмингуэю или более высоким уровнем тестостерона в крови.
Тот же "штатизм" можно объяснить, исключительно, подражанием Старику Хэму или бытовым обезьянничеством. Откуда молодой Аксенов мог знать, что происходит в США на самом деле?)))
И ни у кого не было никакой оппозиционности к государству, советскому строю или советской стране из-за тяжелого груза члена семьи "врага народа". Была скорбь по потерям и времени, но ощущение того, что, мол, правда, наконец, восторжествовала, а дальнейшая жизнь будет прекрасна и бесконечна, только добавляла задора, смелости и юношеского авантюризма.
Я бы не стал искать особый смысл или фрондерство в слове "Коллеги" - ведь смысл фильма именно в том, что эти молодые люди не просто друзья-товарищи,но так же "коллеги по цеху", "по артели", завязанные не только на личных,но и на профессиональных мотивах. В то время коллегами называли друг друга не только интеллигенты : с развитием международных связей, это слово стало, все чаще, упоминаться в СМИ, как синоним добрососедства и сотрудничества, даже там, где личные точки зрения, порой, расходились.
Такова была мода начала 60-х, а Аксенов (по словам очевидцев,) как никто иной, стремился всегда быть модным, на волне и в тренде.
Со временем тренд изменился и что бы нравиться женщинам,нужно было перейти от Хэмингуэя к диссидентству и богемному шепоту в мастерских Неизвестного. Дальше -не интересно...Сплошной поток негатива и желчи с натужным сарказмом и не смешным юмором.