По мотивам фильма режиссера Леонида Гайдая 1962 года создания.
Великолепные актеры. Впереди у них звездный час карьеры, но уже в этом фильме видно насколько они талантливы, насколько хорош режиссер.
Автор сценария Леонид Гайдай по рассказам О. Генри
Оператор Константин Бровин
Художник Владимир Каплуновский
Композитор Георгий Фиртич
В ролях: Ростислав Плятт, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Владлен Паулус, Серёжа Тихонов, Александр Шворин
Посещаемость - 23,1 млн. зрителей при тираже 944 копии
РЕЦЕНЗИИ
Интересно, видел ли Леонид Гайдай созвучную картину «Аншлаг О’Генри» /1952/, увидевшую свет совместными усилиями пятерых признанных мастеров «фабрики грёз»? Или же на замысел режиссёра-сценариста повлиял успех, выпавший на долю сатирического альманаха «Совершенно серьёзно» /1961/?! Впрочем, как раз поклонников двух своих замечательных короткометражек в манере «слэпстик» одарённый советский комедиограф слегка разыграл, определив Юрия Никулина во вторую новеллу, а Георгия Вицина – в третью, причём в тандеме с Алексеем Смирновым, который по комплекции, пожалуй, не уступит Евгению Моргунову. Да и название должно бы предостеречь от поспешных предположений, будто Гайдай решил всего лишь поместить (точнее, вернуть) приёмы, изобретённые Сеннетом, Чаплином, Китоном и Ллойдом, на родную почву.
«Деловые люди» – это об Америке, причём Америке, современной автору, что, кстати, легко объясняет и некоторые метаморфозы, каким подверглись рассказы. О США, поднявших на щит философию прагматизма, превознеся идеалы преуспевания и чистогана, из причин переместив в следствия все прочие чувства и устремления. Конечно, наиболее критична по отношению к заокеанской действительности новелла с глубокомысленным заголовком «Дороги, которые мы выбираем». О судьбе Акулы Добсона, начинавшего в качестве вольного стрелка, грабителя и убийцы на Диком Западе, а позднее – обрётшего себя в мире биржевых спекуляций, ибо усвоил основной, универсальный принцип существования, афористически метко выраженный во фразе «Боливар не выдержит двоих». Выживает сильнейший, прямо или косвенно устраняя менее ловкого и беспринципного конкурента, а то и партнёра. Заметим мимоходом, что у Гайдая получилась одна из лучших за пределами Голливуда реконструкций стилистики вестерна – со всеми её атрибутами, вплоть до «большого ограбления поезда».
Впрочем, определённый сатирический заряд присущ и «Родственным душам», забавному анекдоту о взаимной симпатии, неожиданно возникшей у квартирного вора и хозяина-толстосума, – на почве мучающего обоих ревматизма левой руки. Автор всего лишь иначе, эксцентрически3 раскрыл тему классового антагонизма, позволив двум непримиримым врагам, находящимся на разных ступенях социальной лестницы, на удивление легко найти общий язык. «Благодаря» горю – познать радость искренних и доверительных человеческих отношений, когда все материальные соображения отходят на дальний план. И уже преступник, не заметив парадоксальности ситуации, готов угостить несостоявшуюся жертву в баре за углом.
Тем более мотив усилен, предельно заострён в финальном аккорде – в самом гэговом, а значит, подлинно гайдаевском «Вожде краснокожих». Приятели Билл и Сэм решают раздобыть лёгких денег, похитив сына папаши Дорсона – крупнейшего богатея городка, не подозревая, скольких мук (и тех же долларов!) им будет стоить вернуть неугомонного сорванца. Все комичные ситуации, включая отдельные забавные детали, создают удивительное ощущение праздника жизни – жизни, никому не подконтрольной, сопротивляющейся и вовсе готовой задать хорошую встряску всякому, кто попытается злостно и цинично на ней нажиться!
Странно, что «Деловые люди» пользовались весьма умеренным успехом у зрителей (сеансы посетило 32,1 миллионов человек), уступив и иным юмористическим произведениям в сезоне 1963-го, и тем более – двум будущим комедийным триптихам Гайдая.
Евгений Нефёдов