Главная
- Шестидесятые года (фан-ролики)

Фан-ролик

"Щит и меч"


«Щит и меч» 

Съемочная группа

Автор сценария: Вадим Кожевников
Режиссёр: Владимир Басов
Оператор: Тимофей Лебешев
Второй оператор: Павел Лебешев
Художник: Алексей Пархоменко
Костюмы: Валентин Перелётов
Композитор: Вениамин Баснер
Тексты песен: Михаил Матусовский
Исполнение песни «С чего начинается Родина»: Марк Бернес
Исполнение песни «Махнём не глядя»: Павел Кравецкий
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр: Эмин Хачатурян

СССР. 1968. 84 минуты. 

В ролях

Станислав Любшин — Александр Белов, советский разведчик, он же гауптштурмфюрер СС Йоганн Вайс, он же Петер Краус
Олег Янковский — Генрих Шварцкопф
Георгий Мартынюк — Алексей Зубов, советский разведчик, он же обер-лейтенант Алоиз Хаген
Владимир Басов — «Бруно», советский разведчик
Алла Демидова — Ангелика Бюхер
Юозас Будрайтис — капитан фон Дитрих
Алексей Глазырин — майор Аксель Штейнглиц
Валентина Титова — Нина, курсантка «Спица»
Наталья Величко — Эльза
Владимир Балашов — Зонненберг
Альгимантас Масюлис — штандартенфюрер, позже оберфюрер СС Вилли Шварцкопф, дядя Генриха (озвучивает Виктор Рождественский)
Николай Засухин — унтерштурмфюрер Оскар Папке
Лев Поляков — обер-лейтенант Герлах
Анатолий Вербицкий — Герд
Николай Граббе — глухонемой
Вацлав Дворжецкий — Лансдорф
Анатолий Кубацкий — Франц, бригадефюрер СС
Николай Прокопович — начальник гаража Шульц
Михаил Погоржельский — полковник фон Зальц
Кристина Лазар — Бригитта
Людмила Чурсина — фройляйн-ефрейтор

ФАКТЫ

Прототипом Йоганна Вайса стал легендарный советский разведчик Александр Святогоров (1913—2008).
О знаменитом разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов.

По другой версии Вадим Кожевников образ Александра Белова списывал с другого легендарного разведчика — «Рудольфа Абеля» (Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «Александр Белов»:
« Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля.
[…] Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов).
[…] Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками.
[…] Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать своё имя с таким героем. »

Из воспоминаний Басова о Янковском:
« Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошёл на Генриха. Так ведь, наверное, не актёр… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришёл артист… Поначалу театральная закваска давала себя знать. Подходит ко мне: — Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача? — Олег, — говорю, — ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею.»

Для пробы на главную роль в фильме также приглашали Леонида Сметанникова, который в ту пору лишь поступил в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова.

Фильм снимался на киностудии «Мосфильм» при участии студии «Дефа» (ГДР) и т/о «Старт» (ПНР) в 1967—1968 годах.

Роль рейхсканцелярии в фильме исполнило здание рейхсминистерства авиации. Многие натурные съемки проходили в Калининграде (по сценарию Вайс из Риги репатриируется в Кёнигсберг).

Роль штаба Абвера в Варшаве исполняет Collegium Maius — старейшее здание Ягеллонского университета в Кракове.

В кинотеатрах СССР фильм посмотрело:
«Без права быть собой» — 68,3 млн зрителей (лидер проката),
«Приказано выжить» — 66,3 млн зрителей (2 место),
«Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» — 46,9 млн зрителей (6—7 места).

Со слов исполнителя главной роли в фильме Станиславa Любшинa, картина в своё время произвела впечатление на Владимира Путинa, и, по словам Путина, повлияла на его решение пойти в разведчики[4].

Инфо собрал Владимир З
| 2018 |

Съёмочная группа

В ролях

Авторы сценария — Михаил Гиндин (как Михаил Гинн), Генрих Рябкин, Ким Рыжов
Режиссёр-постановщик — Леонид Быков
Главный Оператор — Сергей Иванов
Художник — Белла Маневич
Режиссёр — В. Терентьев
Оператор — В. Грамматиков
Композитор — Андрей Петров
Звукооператор — Бетти Лившиц
Редакторы — Ю. Герман, Л. Иванова
Монтаж — К. Лапик
Грим — Г. Петрова
Костюм — Л. Мошкиной
Декорации — Ю. Куликова, В. Тимофеева
Ассистенты:
режиссёра — Л. Маркова, Я. Нахамчук
оператора — Г. Хорошайлов, В. Дмитриев
Комбинированные съёмки:
Операторы — Г. Сенотов, А. Завьялов
Художник — Б. Михайлов
Оркестр Ленинградского Радио и Телевидения. Дирижёр — А Владимирцов
Директор картины — И. Шурухт

Леонид Быков — Лев Зайчик, гримёр
Ольга Красина — Наташа, актриса
Игорь Горбачёв — Шабашников
Сергей Филиппов — Борис Михайлович, директор театра
Георгий Вицин — Фёдор Михайлович, помощник режиссёра
Алексей Смирнов — шумовик
Игорь Дмитриев — актёр (граф Нулин)
Лев Степанов — Х. Х. Патрончиков, драматург
Гликерия Богданова-Чеснокова — Гликерия Васильевна, актриса
Алексей Кожевников — Игорь Александрович Ромашин, молодой врач-психиатр
Евгений Барков — Евгений Шапкин, актёр эпизодических ролей
Михаил Васильев — санитар
Николай Гаврилов — официант в летнем кафе
Владимир Казаринов — дирижёр
Николай Кузьмин — санитар
Анна Лисянская — ревнивая жена в ресторане
Герман Лупекин — муж ревнивой жены
Любовь Малиновская — Раечка, секретарша Шабашникова
Иван Пальму — общественник
Борис Рыжухин — комендант дома

......................................................................................................................................................................

История создания фильма

В 1961 году вместе с Гербертом Раппапортом Быков сначала ставит короткометражную ленту «Как веревочка ни вьется…», потом несколько сюжетов для сатирического киножурнала «Фитиль». Но все это «проба пера». В 1964 году Быков осуществляет самостоятельную полнометражную постановку, ставшую его настоящим дебютом в режиссуре и еще одной ступенькой в творческом поиске – комедию «Зайчик».

Дебют показывает: у режиссера Быкова есть главное – понимание комического, острота взгляда на вещи. При всей наивности сюжета, «Зайчик» вселяет в зрителей уверенность в себе, учит смело идти по жизни, не боясь трудностей. Время расставило все по местам – комедия и сегодня смотрится неплохо. Спустя годы друг Леонида Быкова, режиссер Николай Мащенко, признается: «Тогда нам казалось, что фильм «Зайчик» во многом наивный, но проходит время, и мы понимаем, насколько Быков – добрый человек и как он хотел из того мрака выбраться, и что эта картина, осветленная этой любовью, неысет свет, улыбку и надежду».

Сам Леонид Быков так говорил о своем режиссерском дебюте в интервью корреспонденту газеты «Черноморская здравница» И. Гинзбургу 7 февраля 1965 года: «Сейчас, после ряда комедийных ролей в кино, имевших успех у зрителей, я решил, что самое время – попробовать свои силы в режиссуре. На киностудии «Ленфильм» я завершил съемки новой цветной кинокомедии «Зайчик» по сценарию, написанному молодыми драматургами М. Гинном, Г. Рябкиным и К. Рыжовым, где сам играю главную роль – Зайчика. Фамилия эта – Зайчик – кажется смешной оттого, что в человеке, носящем ее, поначалу и вправду проглядывает что-то заячье. Скромный театральный гример, он застенчив и деликатен, только деликатность его то и дело обращается пугливостью, и часто в решающие моменты жизни он оказывается неспособным твердо сказать «да» или «нет». Но не напрасно в груди Зайчика бьется горячее и доброе сердце. И когда он понимает, что может стать необходимым людям, жизнь обретает для него высокий смысл и значение.

Жанр фильма мы определили для себя так: эксцентрическая комедия с изрядным сатирическим зарядом. Наш главный принцип состоит в том, что герой сталкивается с реально узнаваемыми людьми, с реально узнаваемыми учреждениями и, самое главное, с реальными явлениями».

В другом интервью того времени на вопрос журналиста: «Сменил ли он профессию актера на режиссуру?», Быков отвечал: «Сразу хочу отвести подозрения в измене своей профессии. Пока ноги носят по земле, буду актером. Это мое призвание, и оно – навсегда. А вот почему режиссером стал?.. Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Стремление глубже вторгнуться в образ? Желание своими руками построить здание, начав с нулевого цикла? Вероятно, есть и это. Но самое главное, мне кажется, заключается вот в чем. Каждый актер лелеет мечту о той или иной заветной роли. Видишь, чувствуешь характер своего героя, а сыграть его не можешь: надо ждать, пока кто-то создаст сценарий и кто-то возьмется за фильм… в котором тема каким-то чудодейственным образом совпадают с твоей задумкой. К сожалению, подобное в кинематографе случается редко. Вот и берешься сам за фильм, чтобы воплотить свою мечту».

Режиссер-документалист Алексей Симонов, хорошо знавший Быкова, разделял его стремление к режиссуре: «Многие актеры на каком-то этапе начинают тяготиться чужой волей и пробуют себя в режиссуре. Некоторые остаются в этой профессии, и ветер творческой удачи высоко поднимает их паруса. Но никто из них при этом не перестает быть актером. Они снимаются в своих и в чужих фильмах, и снимаются хорошо, хотя мне кажется, что в чужих фильмах их актерские достижения выше классом. Никто из них как актер сам себя заново не открыл, хотя у многих изначальным посылом к режиссуре была именно надежда на это.

Этот посыл толкал и режиссуру Леонида Быкова. И он, наконец, поставил свою первую картину, сыграл в ней главную роль и потерпел тяжелое поражение, борьба с последствиями которого и отняла у него целый десяток лет.

Никто уже толком не помнит «Зайчика». Я сам помню его смутно, помню только, что ничего дурного, безвкусного или непрофессионального в картине не было. Однако ей тогда не простили именно эту усредненность: Быков требовал, бился, доказывал, чуть ли не шантажировал своим нежеланием сниматься – и что? Как у всех! Так для этого не надо было мучить ни себя, ни людей – такова была примерно реакция на эту картину в Ленинграде. Правда, оценщики, как всегда, не хотели принимать во внимание свою усредняющую роль на всех этапах создания картины, от заявки до переписи и сдачи…

А ведь если сегодня посмотреть заинтересованным взглядом на неудачного «Зайчика», мы в нем увидим родовые черты будущих быковских лент. Ну, во-первых, то была невеселая комедия. Тогда про нее говорили «несмешная». А мне кажется, она была сознательно невеселой, от внутренней полемики Быкова с неизбежным оптимизмом его тогдашних ролей. И сыграл он главного героя хорошо (я вообще не помню, чтоб даже в плохих картинах он играл плохо), только герою для непривычности, новизны, которые хотел в него вложить Быков, не хватало материала в сценарии. Он оказался как бы на полпути между тем, что от Быкова ждали, и тем, чего он хотел от себя. И, наконец, я совсем не уверен, что сам Леня твердо знал, чего он хочет, по крайней мере, столь же твердо, как то, чего он не хочет. А это не одно и то же. Недаром поется: «Отречемся от старого мира», потом добавляется «отряхнем его прах с наших ног» – так сказать, в два приема. Причем, первое, как известно из истории, сделать легче, чем второе.

Примерно можно представить себе по фильмам, которые он сделал через десять лет, чего Леня хотел. Хочется думать, что именно об этом он мечтал, когда ему дали снимать первую картину».

Мысль о режиссуре зародилась у Леонида Быкова давно. Первым это стремление заметил режиссер Григорий Михайлович Козинцев и помог его воплотить в жизнь. «Зайчик», несмотря на все сюжетные недоработки, – интересный, самостоятельный поиск в жанре эксцентрической комедии. Главный упрек – сценаристам. На момент постановки сценарий оказался сыроват, и многое пришлось доделывать на ходу.

И все же странно, что за такой добрый, душевный фильм начинающий режиссер получил столько оплеух от критиков и «товарищей» по цеху. Возможно, потому, что фильм высмеивал бездушных формалистов и бюрократов. Комедийный аффект возникал в нем из-за несоответствия общепринятой логики с той, что была свойственна герою, вступающему в борьбу с бюрократом Шабашниковым. Эти сцены получились по-настоящему смешными и острыми. Дуэт Леонида Быкова и Игоря Горбачева то и дело высекает искру веселого смеха у зрителей. Бюрократ у Горбачева не выглядят злонамеренным: вежливые слова, улыбка… Однако сколько выдумки и изобретательности потребуется Зайчику для получения «автографа» на заявлении, сколько раз придется ему штурмовать крепость бюрократа, прежде чем она дрогнет. Евгения Симонова, актриса: «Леонид Федорович был слишком независимый, слишком честный. Ведь это большой героизм – прожить так и ни разу не поступиться совестью. Для этого надо быть фантастически мужественным человеком – независимым, свободным. Не зря его герой Зайчик считал, что «надо уважать людей, независимо от должности, просто больших должностей на всех не хватает». Так считал и сам Быков. Как мы понимаем, оставить эту сцену было непросто. Но он смог отстоять. Сегодня реплика может показаться безобидной, а для 64-го года это был серьезный удар по определенной категории чиновников. В своем фильме «Зайчик» Леонид Быков впервые решается на такой шаг».

Герой меняется прямо на наших глазах. Если вначале поведение Зайчика вполне соответствует его фамилии, а его нерешительный характер сильно затрудняет ему жизнь, то потом он решает, что «с волками жить – по-волчьи выть», и меняет тактику поведения, поскольку в театре, в котором работает, между сослуживцами сложились отношения, далекие от идеала. Вот, к примеру, директор в блестящем исполнении Сергея Филиппова – откровенный хам, притом «классический», поскольку периодически приводит изречения классиков сцены. Однако оставайся Зайчик зайчиком всю картину, было не о чем и говорить. Авторы предлагают такой сюжетный поворот: Заяц обращается в Льва. Что дает известную свободу в поведении героя. После того как Зайчик, невольно подслушав фразу врача: «Протянет этот зайчик месяц, не больше», которая относилась совсем не к нему, а к питомцу кружка юннатов, настоящему лесному зайцу, принимает смертельный диагноз на свой счет. Это заставляет героя по-новому взглянуть не только на себя, но и на всю окружающую его жизнь.

Зайчику надоело быть незаменимым винтиком в отлаженном механизме театра – кроме основной работы, гримеру порой приходится, хотя и весьма неудачно, подменять на сцене опоздавшего актера, заниматься общественной работой. Его робость с любимой девушкой Наташей, которую играет Ольга Красина, весьма трогательна. Его любовь и чистота самоотверженны. Однако, когда нужно, робость и застенчивость сменяются у Зайчика отчаянной решимостью. Жаль только, что дело не стоит стольких душевных затрат. Деликатный, душевно тонкий, наивный и бескорыстный Зайчик в чем-то очень схож как с героем «Добровольцев» Алешей Акишиным, так и с самим Быковым.

В фильме участвовало немало и других прекрасных актеров. Мы уже упоминали непревзойденного мастера комедии Сергея Филиппова, без которого, считал Аркадий Райкин, нет комедийного фильма. Актер саркастически зло и, как всегда, невероятно смешно играл директора театра. Блистательная Гликерия Богданова-Чеснокова предстала в образе председателя месткома и местной примадонны. Небольшую роль сыграл и Георгий Вицин. Здесь же произошла и судьбоносная встреча Леонида Быкова и актера Алексея Смирнова.

И все же, сатирические сцены фильма так рассердили руководство «Ленфильма», возлагавшего на Быкова столько надежд, которые, как оно считало, он не оправдал, что никаких режиссерских открытий в дебюте дирекция не обнаружила. Ни о каком дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи. Решено было к режиссуре Быкова больше не допускать. Актриса Ольга Красина, снимавшаяся в фильме, вспоминала: «Он все делал очень остро, не шел на компромиссы. И все принимал через свое сердце, любые удары. Он не был равнодушным. Был очень горячным. И никогда ни с чем не соглашался в угоду каким-то там расчетам. Никогда!»

В картине не понравилось все – и главный герой какой-то обыденный, и четкой сюжетной линии нет, и откровенно слабая драматургия… После столь нелестных отзывов не каждый решится показаться на глаза коллегам. Честно говоря, этого и добивались. Он, конечно, ужасно переживал – молчал, всех сторонился, но не жаловался. Держался, как мог, и в провале винил только себя. На фоне непонимания и отлучения от кино у Быкова наступает творческий кризис и молчание, вследствие которых актер пропал с экрана на несколько лет, отказываясь от многих предложений. Вот как сам он описывал этот период в письме другу: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…».

Тендора Наталья Ярославовна

Еще из истории создания фильма

Съемки фильма проходили в Ленинграде.
Руководство «Ленфильма» восприняло «Зайчика» как режиссерский провал Быкова и
приняло решение не доверять ему больше постановку картин. Киноначальство посчитало
комедию несмешной, а ее создателя — не оправдавшим возлагавшихся на него надежд.
Критика также прохладно встретила ленту, отметив, что от неудачи ее не спасло даже
наличие настоящих звезд экрана тех лет. В премьерный год фильм собрал у экранов
кинотеатров более 25 миллионов человек, но особого интереса к фильму зрители не
проявили.

Такая реакция на картину была очень болезненно воспринята Быковым, и даже послужила
причиной его творческого кризиса. Леонид Федорович на несколько лет исчез из кино,
отказавшись от целого ряда предложений. Время расставило все на свои места, и, как
оказалось, «Зайчик», несмотря на свою кажущуюся наивность, бесхитростность и простоту,
до сих пор остается современным и не потерявшим актуальности, а его герой, как и все
образы, созданные на экране Леонидом Быковым, по-прежнему вызывает добрую улыбку и
сочувствие.

Отзывы (с околокиношного форума)

... Фильм прекрасный, но не понятый. Более того, фильм был "удостоен" разгромной статьи в газете "Правда", что само по себе его характеризует. В результате такой официальной реакции Быков вынужден был уехать из Ленинграда и, если бы не "Старики", то мы могли больше и не увидеть картин режиссера Быкова. А вот в разделе "Актеры и роли" явно не хватает крылатых фраз из фильма.
У Горбачова, как мне кажется надо дописать: "Разрешаю в синий цвет". И еще у него были фразы, кто вспомнит, поправит типа Само собой, большой привет или что-то в этом духе.
У молодого врача-Кожевникова как раз и стоит дописать фразу "Паршивая болезнь, протянет этот зайчик месяц, не больше". Ну а у Филиппова - это же песня - "Любите не себя в искусстве, а искусство в себе". Секретарша там еще с чаем - что-то там про "вассер горячий".
Можно еще вспомнить. У Быкова "Что с тобой? Синдром, врач сказал" А ключевая фраза Зайчика - "кем был этот Зайчик? Он всегда платил за квартиру, сдавал белье в стирку. И все?"
Питер Сало

... Первый режиссерский опыт Леонида Быкова был еще во многом несовершенным. И сценарий оставлял желать лучшего, и критика оценивала фильм не слишком высоко, а то и просто разносила в пух и прах. Но все-таки фильм запомнился смешным и трогательным образом главного героя, сатирическими мотивами в сценах с начальником-бюрократом (Игорь Горбачев блестяще сыграл эту роль), остроумными репликами, упомянутыми в предыдущих постах. Смешными получились и сцены в "Среднем театре", где Зайчик работал гримером. Очень типичная ситуация, когда стареющая примадонна играет на сцене молодую главную героиню, а молодая начинающая актриса, соответствующим образом загримированная - маленькую роль старушки-няни. Очень смешно получилось и там, где Зайчик, не зная текста роли, отважно выходит на сцену вместо другого актера и несет жуткую отсебятину, путая русака и рысака и говоря в финале "руки вверх" вместо "я вас убью, не дрогнут руки".
Борис Нежданов

... А по-моему, это фильм не "про любовь в театре", а шире - о любви, честности, дружбе, искусстве, бюрократии, активности в общественной жизни. Главная мысль - жизнь - чудо, не надо бояться любых её проявлений и смело участвовать в гуще событий. Лично мне очень нравятся моменты, когда уборщица несёт из буфета покупки, и герой И.Дмитриева со словами "Почём брали?" стреляет яйцо, нравятся фраза героя А.Смирнова "Семья, неприятности, скандалы - чувствуешь, что живёшь!" и ответ на грустное Зайчика "У меня этот... синдром" - "Да, малость есть!" , нравится, когда хулиган в исполнении Г.Штиля слушает транзистор в ресторане-поплавке и гладит пониже спины девушку с веслом, и когда прима-Г.Богданова-Чеснокова в ответ на "Ну что Зайчик? Зайчик - пешка! " глубочайшим контральто заявляет: "Ну а вы, Женечка, не пешка, вы - конь!", нравится, как голодный муж в ресторане рассказывает о своей продвинутой в смысле искусства супруге, жестикулируя рукой с долгожданной куриной ножкой, и ещё когда утром гаснут весёлые фонари и буквально зажигается солнце под бодрый голос диктора радио, и весёлый милицейский старшина - хозяин лошадки, участвующей в представлении, и ещё очень эффектная дама в ресторане, красавица брюнетка - гурманка, знаток хорошей кухни, и т.д. и т.п. Л.Быков снял замечательный фильм, фильм-хорошее настроение. "Любите себя в искусстве, а не искусство в себе! - Боря, наоборот! - Да какая разница!" - мне кажется, герой С.Филиппова где-то прав! Главная ценность - человек! А самый смешной для меня момент - когда рабочие сцены держат на руках перекошенного радикулитом героя Г.Вицина, и когда все подсказывают Зайчику "Я вас убью, не дрогнут руки...", сначала поодиночке, а потом и дружным хором, а рабочие начинают тихо ржать, и трясутся от смеха, а вместе с ними трясётся несчастный, восседающий на импровизированном троне - ну нет слов!
Юлия Ч.

Инфу собрал Владимир З
| 2018 |


Фан-ролики 60-х годов